«Директор информационной службы»

Для предприятий розничной торговли ключ к ее достижению — снижение затрат

Сфера розничной торговли всегда отличалась жесткой конкуренцией. Ситуация еще более усугубилась с выходом на российский рынок крупных международных торговых сетей. По данным агентства РБК, доля площадей отечественных магазинов составляет 85%, при этом их оборот составляет только 81% продаж. Западные супермаркеты на 15% площадей делают 19% оборота, то есть работа в них организована гораздо эффективнее. Для повышения конкуренто?способности отечественным магазинам необходимо обратить внимание на возможности для снижения затрат. Это может быть достигнуто путем верного выбора ассортимента, управления взаимоотношениями с поставщиками, оптимальным использованием складского пространства, правильным определением цен продажи.

В поисках верного решения требуется обрабатывать все больше данных, и поэтому неудивительно, что в этой отрасли велики инвестиции в ИТ. Тем не менее практика показывает, что большую часть времени сотрудники тратят на сбор и выверку данных, и лишь его четверть — на принятие решения.

Важнейшей задачей любой торговой организации является управление ассортиментом. Она усложняется огромным количеством номенклатурных позиций, отличиями ассортимента в различных магазинах одной сети, а также сезонностью спроса. Как считает Наталья Гурова, руководитель группы практики розничных решений компании Columbus IT Partner, наиболее эффективно данная задача решается с помощью категорийного менеджмента. Его суть заключается в восприятии каждой товарной категории как отдельного бизнеса внутри компании. Бизнес-задачи при категорийном менеджменте остаются теми же: планирование ассортимента, управление закупками, управление полочным пространством, управление запасами. Главной его проблемой является то, что каждый категорийный менеджер должен следовать общим целям, определенным компа?нией, чего на практике достигнуть удается не всегда.

Решение, разработанное Columbus IT Partner на базе Microsoft Axapta, осуществляет управление категориями по потребитель?ским свойствам. Система автоматически формирует товарный портфель магазинов, облегчая работу категорийных менед?жеров, которые могут значительно больше времени уделять, например, анализу сезонности. Единственным ограничением в этом случае являются товары класса премиум, которые по своим свойствам отличаются от большинства товаров.

Другая важная задача торговой организации — построение системы обмена данными с магазинами, обеспечивающими своевременную и достоверную доставку данных о продажах и остатках на складе. Для этого необходима интеграция информационных систем центрального офиса компании с системами фронт-офисов магазинов, а также оборудованием считывания штрих-кодов и RFID-оборудованием. Обе задачи в Columbus решили, но если штрих-кодирование стало общепринятой практикой, то технология радиочастотной идентификации до сих пор считается экзотичной.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями