«Директор информационной службы»

Продуктов по автоматизации процессов в страховании на рынке мало, а имеющиеся системы требуют существенной настройки

Страховой рынок достаточно закрытый, и компании не стремятся делиться опытом успешным или неуспешным по автоматизации своих бизнес-процессов. Сложная предметная область, отсутствие стандартов и часто меняющаяся правовая база приводят к тому, что продуктов по автоматизации процессов в страховании на рынке мало, а имеющиеся системы требуют существенной настройки — у каждой страховой компании своя специфика, свои отчетные формы, представления о том, как должны быть организованы бизнес-процессы.

Эти проблемы касаются и обязательного страхования автогражданской ответственности. Казалось бы, в ОСАГО все стандартизировано ввиду наличия достаточно жесткой законодательной базы.

«Включение ОСАГО в комплексный пакет автострахования, а также динамичное развитие бизнеса и отчетность, требуемая Российским союзом автостраховщиков и законодательно установленная, существенно усложняют задачу, делают ее более интересной», — считает Михаил Лебедев, директор по производству линии Master компании «Диасофт», представившей продукт по автоматизации страховой деятельности Master INSURANCE.

Проблемами, которые могут возникнуть при внедрении комплексных информационных систем, а также путями их решения поделился Виктор Базанов, начальник отдела развития технологий СК «Согласие»: «К сожалению, опыт по внедрению систем автоматизации ОСАГО позаимствовать было не у кого, и мы сталкивались с теми же проблемами, которые наверняка испытывают и другие компании. Несмотря на предварительную детальную проработку всех этапов проекта, оказалось, что проект масштабный и затрагивает все бизнес-процессы, включая другие виды страхования».

Одной из основных проблем, по мнению Базанова, является низкая эффективность управления проектами. Это проблема не только софт?верных компаний, но и заказчиков, и причин, как считает он, две: команда проекта либо плохо образована, либо занята на выполнении проекта частично. Отсутствие опыта управления проектом, в том числе и ИТ-проектом, со стороны заказчика приводит к невозможности четко и грамотно сформулировать условия в договоре, четко формировать позиции компании, жестко сформулировать требования к результатам проекта с точностью до описания бизнес-логики автоматизированных функций. В результате сроки внедрения затягиваются и, как следствие, растет бюджет. Увеличение сроков внедрения проекта ведет к необходимости учесть поток новых дополнительных требований, а также изменений в законодательстве и требованиях РСА. Необходим контроль обоснованности и экономической целесообразности внесения в проект новых дополнительных требований. В идеале все требования должны быть собраны и закреплены на предварительном этапе. Поскольку бизнес развивается, появляется набор новых функций, которые нужно встроить в проект, например, в «Согласии» спустя три месяца после начала проекта по автоматизации ОСАГО были введены новый регламент по агентским договорам и расчетам с агентами и новая дисконтная программа, затронувшая и ОСАГО. Сроки внедрения проекта выросли в два-три раза. В настоящее время заканчивается опытно-промышленная эксплуатация, идет сбор требований и анализ внештатных ситуаций, разрешаются споры с исполнителем о том, что считать ошибкой, а что недостатком системы или дополнительным требованием, и кто за это должен платить.

Поскольку внедрение комплексной информационной системы — основного инструмента для поддержки бизнес-процессов — проект с большими инвестициями, для снижения затрат необходимо перейти на обслуживание системы собственными силами. То есть необходимо параллельно с внедрением обучить ИТ-специалистов страховой компании разработке бизнес-приложений.

Отвечая на вопрос о стоимости внедрения системы, Сергей Обухов, руководитель отдела по работе с клиентами производственного центра Master, рассказал о принципах формирования тарифов. Лицензионная часть стоимости зависит от объема бизнеса и его структуры — от количества рабочих мест и количества договоров в год.

Стоимость работ определяется как объем требований по настройке и изменениям системы под бизнес-процессы, которые необходимо произвести, и исчисляется в человеко-днях — какое число людей и в течение какого календарного срока будут заняты на выполнении проекта. Тариф зависит также от уровня занятых в проекте специалистов.

После внедрения системы передается неисключительное имущественное авторское право (предусматривающее невозможность тиражировать продукт). Проблема совместных разработок достаточно сложная. Опыт продажи некоторыми страховщиками продукта, разработанного самостоятельно, в основном неуспешен — продукт некоммерческий, и непонятно кто и как будет его поддерживать.


Немного о технологии

Комплексная система Master Insurance основана на трехзвенной архитектуре, в которой выделяется сервер приложений, СУБД и клиентская часть. Ее преимущество состоит в том, что клиентская часть может быть любой, как разработанной с помощью средств «Диасофт», так и реализованная и на любом другом средстве программирования. Наличие распределенной базы данных позволяет разделять, расслаивать базу по филиалам. Использование нескольких серверов дает возможность масштабировать нагрузки, скажем, на каждые 50 пользователей организовать новый сервер.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями