Средства бизнес-аналитики решают задачи, непосильные ERP-системам

Компании «Микротест — Программ Лайн» и Cognos провели семинар, посвященный вопросам использования в России технологий Business Intelligence. По словам Павла Егори?хина, директора по маркетингу «Микротест — Программ Лайн», широкого применения данных технологий в нашей стране пока не наблюдается, и одна из причин этого — распространенное мнение, будто использование инструментальных средств Business Intelligence для создания информационно-аналитических систем — просто своеобразная мода, навязываемая производителями инструментов анализа данных. Также бытует заблуждение, что все потребности в информации и ее анализе вполне может покрыть ERP-система. Между тем, по словам Егорихина, тех средств создания отчетов, которые предусмотрены в ERP, недостаточно для качественного управления компанией. «Такие отчеты формируются на базе предопределенных шаблонов, набор которых жестко ограничен, — разъяснил Егорихин, — многие из них устаревают уже к моменту запуска системы в промышленную эксплуатацию, не успев понадобиться либо требуя существенной доработки». Если компания использует несколько учетных систем, то анализ данных еще более усложняется. Инструментарий BI помогает, с одной стороны, извлекать данные из разных систем одновременно, с другой — проводить всесторонний анализ, в том числе с применением OLAP-технологий.

Инструментарий BI помогает, с одной стороны, извлекать данные из разных систем одновременно, с другой — проводить всесторонний анализ, в том числе с применением OLAP-технологий

Также утверждается, что OLAP-технологии излишне сложны в применении. Некогда этот тезис соответствовал действительности, но ныне инструменты многомерного анализа данных может применять в своей работе обычный пользователь. На базе OLAP-технологий создан ряд продуктов для анализа данных, в частности PowerPlay, разработанный в компании Cognos. «Сегодня это самый массовый OLAP-продукт в мире, — отметил Юрий Ротманов, региональный менеджер корпорации Cognos по Восточной Европе, СНГ и странам Балтии. — Модель данных и сами данные в PowerPlay представляются в бизнес-терминах».

Заблуждением назвал Ротманов и мнение, будто внедрение аналитической системы невозможно без создания хранилища данных. Заблуждение это основано на том, что традиционные инструменты анализа не позволяют одновременно манипулировать данными из разных учетных систем. А, как известно, проектирование и создание хранилища данных — процесс довольно трудоемкий. Однако современные инструменты BI дают возможность пользователям обходиться без корпоративного хранилища данных. В решении, предлагаемом компанией Cognos, это достигается за счет архитектурных особенностей, позволяющих получать данные для анализа непосредственно из учетных систем.

Неверно и мнение, что аналитические системы необходимы только крупным компаниям. По словам Ильи Волкова, ведущего консультанта по Cognos компании «Микротест — +Программ Лайн», объем данных на среднем предприятии действительно может быть относительно небольшим, но слишком велика трудоемкость решения задачи извлечения данных из учетных программ для их анализа. А для малого и среднего бизнеса жизненно важна быстрая реакция на изменения ситуации на рынке и состояния дел в собственной компании. «Применение современных аналитических технологий дает компании преимущество, приводит к повышению ее конкурентоспособности, — подчеркнул Волков. — Важно, что анализом данных могут заниматься пользователи, не обладающие высокой квалификацией в сфере ИТ».

На семинаре были также представлены отраслевые решения на платформе Cognos. В качестве примеров были приведены проекты для сети гипермаркетов «Максидом» в Санкт-Петербурге, сети АЗС НК «Альянс-Украина», ООО «Сибур — Русские шины».

В результате внедрения в НК «Альянс-Украина» менеджеры компании получили постоянный доступ к консолидированной информации по работе АЗС с возможностью ее детализации. На основе этой информации они смогли прогнозировать будущие сезонные колебания и оптимизировать уровень запасов топлива. Кроме того, в среднем в 72 раза сократилось время, затрачиваемое сотрудниками на подготовку отчетов.

В «Максидоме» с помощью средств бизнес-интеллекта среднее время получения необходимой для руководителей и менеджеров компании информации сократилось в несколько десятков раз, в компании получили возможность оперативно подмечать закономерности в поведении покупателей, определять наиболее ходовые товары, отслеживать эффективность проводимых маркетинговых акций и т. д.

Результаты тестовой эксплуатации решения в «Сибур — Русские шины» показали, что время получения необходимых отчетов в компании сократилось в несколько раз, отпала необходимость ручной обработки первичных документов.