Служба новостей IDG, Сан-Франциско

Вспоминая первые дни работы в Motorola, Зандер говорил, что ему хотелось плакать

Когда Эд Зандер пришел в Motorola, а это было 5 января 2004 года, положение дел в ней было удручающим. Компанию обвиняли во всех мыслимых грехах — низком качестве продукции, непрозрачности отчетности и постоянных переносах дат выпуска новинок. Вдобавок в Иллинойсе, куда Зандер прилетел из теплой Кремниевой Долины, было на редкость холодно.

Такое плачевное состояние сохранялось в компании еще не менее полугода. Однако теперь положение выправилось, сообщил Зандер на недавнем семинаре глав предприятий, организованном группой Churchill Club.

Эд Зандер считает, что такие компании, как Dell, Hewlett-Packard и Apple Computer, станут осваивать устройства, объединяющие в себе функции компьютера и средства связи

Причиной бед Motorola была неповоротливость, вытекавшая из особенностей ее внутренней культуры. Это помешало компании обратить себе на пользу перспективы, открывавшиеся в связи с тенденцией к созданию многофункциональных мобильных устройств. Сегодня, спустя полтора года, компания заслуживает самые лестные отзывы за такие элегантные устройства, как Razr и Motorola Q, а ее капитал увеличился почти в полтора раза.

Для преобразования компании Зандеру пришлось потребовать от руководителей бизнес-подразделений не столько реализации стратегий, направленных на завоевание лидерства, сколько элементарных отчетов о производительности работы их групп. Когда Зандер работал над отчетом о прибыли, он запросил данные от 17 руководителей и получил 17 разных цифр.

Проведенная Зандером реорганизация была действительно грандиозной. Компания уволила тысячи человек и освободилась от одного из непрофильных подразделений, которое было преобразовано в компанию Freescale Semiconductor. Это позволило сконцентрировать все силы на стратегии «бесшовной мобильной связи», как назвал ее Зандер. Идея этой стратегии состояла в том, чтобы обеспечить возможность подключения к Internet откуда угодно — из офиса, из автомобиля или даже из городского парка во время воскресной прогулки.

В реализации этой стратегии у компании непременно должны появиться новые конкуренты, помимо старых знакомых — производителей мобильных телефонов Nokia и Samsung Electronics. По мнению Зандера, такие компании, как Dell, Hewlett-Packard и даже новый партнер Apple Computer, станут осваивать устройства, объединяющие в себе функции компьютера и средства связи. HP уже действует в этом направлении, выпуская модели h6300 семейства iPaqs. Apple и Motorola недавно приступили к выпуску мобильного телефона Rokr со встроенным плейером.

Некоторые аналитики, а также горячие поклонники Apple уверены, что компания, ведомая ее генеральным директором Стивом Джобсом, предложит наконец свой смартфон и при этом будет придерживаться своего основополагающего принципа — строжайшего контроля аппаратного обеспечения, на котором работают ее программные средства. Зандер отказался прокомментировать перспективу участвовать в работе над смартфоном «от Apple», заявив уклончиво, что «все компьютерные компании думают о поддержке голоса».

Впрочем, он не удержался от резкостей в адрес новинки Apple, устройства iPod nano. «Зачем он вообще нужен, это nano? Вы можете представить себе человека, которому непременно нужно не меньше тысячи песен сразу? Потребителям нужны устройства, способные делать что-то помимо воспроизведения музыки, что-то, чем можно воспользоваться во многих странах и в более развитых телефонных сетях, что-то, что устраивало бы и самых продвинутых пользователей», — сказал он.

В Motorola все, и в первую очередь Зандер, внимательно изучают новые технологии, которые будут действовать в ближайшие год-два. «Это единственная отрасль, где в одно прекрасное утро можно проснуться богачом с 12 млрд. долл.», — уверен Зандер.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями