«Открытые системы»

HP объединила конференцию по средствам ИТ-управления и форум для телекоммуникационной отрасли
Чезаре Капобьянко утверждает, что прибыль от продаж программных продуктов HP в этом году растет ежеквартально

В Москве во второй раз прошла конференция под названием «Программные миры HP». В этом году в компании решили совместить два традиционных мероприятия, дополнив сессии по программным решениям управления корпоративной ИТ-инфраструктурой программой «Телеком-форума HP». В результате количество участников конференции оказалось рекордным для компании — свыше 1100 человек.

Бизнес программных решений HP развивается динамично и вполне успешно — по словам вице-президента HP и генерального директора департамента программных решений в регионе EMEA Чезаре Капобьянко, прибыль от продаж программных продуктов компании в этом году растет ежеквартально. Значительные средства вкладываются в исследования и разработки в области программных продуктов. Исследовательская лаборатория, которая занимается развитием семейства систем управления OpenView, по масштабам двенадцатая в мире среди научных софтверных лабораторий. Капобьянко отметил, что новый глава HP Марк Херд включил программное обеспечение системного управления в список наиболее перспективных направлений работы компании.

В последние годы все разработки компании лежат в русле стратегии создания адаптивного предприятия, в котором задачи, решаемые ИТ-департаментом, синхронизированы с требованиями основного бизнеса. В реализации этой стратегии управляющему семейству OpenView отводится ключевая роль связующего звена между ИТ и бизнесом. Средствами такой связи являются новые инструменты управления бизнес-сервисами, которые базируются на средствах управления ИТ-услугами, а те, в свою очередь, используют информацию, собираемую OpenView для контроля за инфраструктурой.

Эта пирамида отражает эволюцию OpenView — от пассивного мониторинга сетевой среды к проактивному управлению и автоматизации задач ИТ-службы в зависимости от того, какое влияние элементы информационной инфраструктуры оказывают на выполнение бизнес-процессов компаний. Таково настоящее управляющего программного обеспечения HP. Его будущему посвятил свое выступление на форуме вице-президент компании и директор по технологиям департаментов программных решений и решений для адаптивного предприятия Рассел Дэниелс. Одну из основных перспектив развития систем управления он видит в управлении информационной средой, реализованной по принципам сервис-ориентированной архитектуры. Летом HP анонсировала новый продукт, OpenView SOA Manager, который позволяет моделировать зависимости между бизнес-сервисами высокого уровня и управлять Web-сервисами, реализующими базовые функции ИТ-инфраструктуры и являющимися строительными блоками для формирования прикладных сервисов более высокого уровня.

Еще одно ключевое направление будущего развития программных продуктов HP — utility computing. Эта концепция поддерживается компанией далеко не первый год, но до сих пор трудно получить четкое представление о том, с помощью каких конкретно программных решений она будет воплощаться в жизнь. Вначале речь шла о специальных системах управления центрами данных в рамках инициативы Utility Data Center. В прошлом году было объявлено о сворачивании работ по UDC, оказавшемся слишком сложным и дорогим решением, и анонсирована система Automation Manager для автоматизации динамического выделения ресурсов центра данных в соответствии с изменяющимися требованиями бизнес-приложений. Однако этот продукт Дэниелс в своем докладе не упомянул, но подчеркнул, что utility computing будет реализовываться на основе программных средств HP для автоматизации ИТ-задач и виртуализации системных ресурсов.

Открытый вызов

По словам Капобьянко, Россия для HP — абсолютный лидер в регионе по темпам роста программного бизнеса. Только одна область еще требует некоторого ускорения — продвижение решений для операторов связи. Компания намерена активно пропагандировать в телекоммуникационной отрасли свою систему OpenCall, которая предназначена для разработки и внедрения новых услуг. Как отметил Дэниелс, конкуренция между компаниями-поставщиками услуг связи сейчас перешла в область инноваций и скорости внедрения новых услуг. Возможности, которые предоставляют своим клиентам операторы, становятся все более разнообразными, но при этом цикл их жизни сокращается, и потому требуется максимальная оперативность в реализации интересных новинок. Система OpenCall обеспечивает инструментарий для быстрого преобразования идеи в новую услугу.

ITSМ для банка

Директор департамента программных решений HP в России и СНГ Сергей Лобов отметил значительное увеличение по сравнению с прошлым годом числа участников «Программных миров», проявивших интерес к средствам управления ИТ-сервисами компании HP. Их статус, как правило, не ниже руководителя ИТ-службы, свидетельствует о том, что верхний эшелон российских специалистов по ИТ проникается идеями ИТ-сервис-менеджмента (ITSM), пропагандистом которых всегда была HP. На конференции компания приглашает выступить своих заказчиков, которым удалось реализовать комплексное внедрение принципов ITSM и управления ИТ-инфраструктурой. Проекты на Западно-Сибирском металлургическом комбинате или в управляющей компании «Волжский гидроэнергетический каскад» уже известны тем, кто не первый раз попадает на форум по программным решениям HP. На «Программных мирах» этого года в центре внимания была только что завершившаяся реализация системы управления во Внешторгбанке, о которой рассказал его вице-президент, начальник управления внедрения и сопровождения информационно-коммуникационных систем Дмитрий Назипов.

В рамках проекта, который длился около полугода, в банке были внедрены модуль OpenView Operations для централизованного управления ИТ-инфраструктурой и система для управления ИТ-сервисами OpenView Service Desk. По словам Назипова, решающим аргументом в пользу внедрения для руководства банка послужил экономический расчет, показавший, что один день простоя информационных систем обойдется банку существенно дороже, чем любая система управления максимальной конфигурации. Комплексность проекта заключается не только и не столько в широте функциональности инструментов управления, сколько в том, что их реализация сопровождалась перестройкой работы ИТ-службы в соответствии с методологией ITSM. В результате за несколько месяцев удалось структурировать почти полторы тысячи информационных сервисов и приложений банка.

Генеральным подрядчиком проекта во Внешторгбанке выступила HP, соисполнителем — ее партнер TopS BI. Назипов отметил, что об окупаемости проекта, затраты на который составили порядка 1 млн. долл., и оценке экономической эффективности говорить пока рано, но уже есть ощутимые результаты. Например, благодаря проактивному подходу в управлении серверным парком удалось вовремя принять решение о модификации сервера и сэкономить несколько десятков тыс. долл. на приобретении нового оборудования. За счет внедрения Service Desk в 25‑30 раз ускорилась обработка инцидентов в службе поддержки пользователей информационных систем банка. В перспективе планируется распространить опыт внедрения системы ИТ-управления и автоматизированной службы поддержки на филиальную сеть и дочерние банки Внешторгбанка.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями