HR-направлению бизнеса SAP в России — 10 лет
Светлана Павленко: «Организация коммуникаций с персоналом сегодня одна из основных задач корпорации»

Сфера управления персоналом сегодня переживает «переходный возраст». Это уже явно не узкоадминистративная область, но еще не вполне стратегическая. Соответственно и роль HR-директора в компаниях пока неопределенна и варьируется от положения исполнителя либо менеджера-«контролера», до партнера руководства в решении бизнес-задач (в лучшем случае). «Роль персонала в создании добавленной стоимости неуклонно увеличивается, в финансовом секторе 57% компаний называют управление персоналом самым важным фактором роста эффективности бизнеса», — отметила исполнительный директор ФК «УралСиб» Светлана Павленко. При этом HR-специалистов, доросших до роли члена стратегической команды предприятия, можно пересчитать по пальцам. Между тем, сегодня ИТ, Web-технологии, HR-аутсорсинг дают возможность меняться этой службе, которая «везде и в то же время нигде». Благодаря ИТ-сервисам функции администрирования и оперативного управления персоналом уступают место и время в работе кадровика функциям стратегическим и новым. Например, кто в компании должен отвечать за управление изменениями? Может быть, это и HR…

План по талантам

Во втором HR-форуме SAP приняло участие около 300 человек. Из них примерно половину составили директора по управлению персоналом и начальники HR-служб, около 20% — руководители ИТ-департаментов и 10% — ИТ-специалисты и HR-менеджеры таких компаний, как Российские железные дороги, «Татнефть», «Салаватнефтеоргсинтез» и корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Вопросы управления персоналом всегда вызывают неизменный интерес, но в данном случае активность участников вызвана не только вниманием к теме. SAP не просто крупная ИТ-компания, она занимает первые места в рейтингах европейских работодателей из различных отраслей по уровню корпоративной культуры и индексу доверия сотрудников, поэтому ее подходы к управлению персоналом не менее интересны специалистам, чем ее технологии.

Это один из верных признаков «правильного работодателя» — регулярное сопоставление собственных показателей со среднерыночными, а также данными других компаний. Раз в два года SAP проводит опрос всех своих сотрудников по всему миру. В последнем из них, проведенном в 2004 году, приняли участие 84% из 30 тыс. человек. По результатам опроса, 80% из них гордятся местом своей работы и 73% искренне убеждены в качестве продуктов и услуг корпорации. Важно также, что 79% опрошенных считают, что получают всю необходимую для работы им информацию.

О том, как достичь подобных результатов и превратить компанию в привлекательного работодателя, рассказала директор по персоналу европейского подразделения SAP Соня Шпиндлер, отвечающая за растущие рынки.

По ее словам, выявление талантливых управленцев в корпорации поставлено на поток. В рамках программы развития персонала Management Excellence SAP определяются наиболее перспективные менеджеры в каждом направлении бизнеса, они проходят специальные тренинги, организуемые совместно с известными бизнес-школами. Остальные повышают квалификацию на рабочем месте и через программы наставничества, охватывающие более 3,2 тыс. менеджеров во всех странах присутствия корпорации. Нормативная база этой программы, так называемые «путеводители по галактике SAP» находятся во внутренней сети SAPNet. В 2006 году в SAP будет внедрен новый инструмент интерактивной оценки качества управления, обеспечивающий проверку руководителей на соответствие основным требованиям к менеджеру SAP, а также прозрачность процесса оценки и его документированность: Management Excellence Evaluation. Он представляет собой анкету из 54 вопросов с пятью вариантами ответа на каждый. В результате ее обработки генерируется отчет, в котором указаны десять достоинств и десять недостатков оцениваемого менеджера, комментарии коллег и предложения по дальнейшему совершенствованию управленческого мастерства. В том числе на результаты можно посмотреть и в виде индивидуальной диаграммы управленческих навыков.

Один из интереснейших инструментов, решающий сразу несколько задач, в том числе и удержание персонала — внутренняя ярмарка вакансий. В SAP обеспечили саморегулирующийся процесс ротации кадров с помощью глобального портала развития карьеры для сотрудников корпорации, где они могут искать свободные вакансии и подавать свои заявки на замещение различных должностей. Кроме того, в арсенале корпорации целый комплекс способов мотивации, от опционов на акции до системы «кафетерия», предоставляющей сотрудникам право выбора элементов компенсационного пакета или более высокой зарплаты.

По стопам головного офиса

В этом году исполняется десять лет HR-направлению бизнеса SAP в России и СНГ. Собственное программное обеспечение для решения базовых задач управления персоналом (расчет зарплаты, кадровый учет и отчетность, управление рабочим временем и вакансиями) в локальном подразделении SAP применяется с 1998 года. Сейчас готовится к использованию и вторая категория продуктов — по управлению эффективностью деятельности персонала. По стопам вендора идут многие его клиенты, например, ФК «УралСиб», внедрившая с помощью специалистов IBS модули управления оргструктурой, кадрового администрирования, управления рабочим временем и расчета зарплаты MySAP Human Capital Management. Теперь компания приступает ко второму этапу: внедрению функционала стратегического управления кадрами, включая подбор, оценку, развитие и мотивацию персонала, планирование мероприятий и затрат на персонал, а также систему самообслуживания персонала. «Организация коммуникаций с персоналом сегодня одна из основных задач корпорации», — подчеркнула Павленко. Кроме того, в «УралСибе» выбрали 20% ключевых сотрудников, на которых держится 80% бизнеса, и только для них строят планы развития карьеры и обучения.

В настоящее время HR-решения SAP применяются примерно на 60 предприятиях России, Украины, Казахстана, Латвии и Беларуси. В основном это пользователи R/3, но есть и те, кто начинал знакомство с SAP с КHR-продуктов, например Nestle и BAT.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями