Преподаватели вузов собрались, чтобы обсудить вопросы обучения в сфере ИТ
Юрий Борисов, начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления: ?Российскую радиоэлектронику, возможно, воссоздадут будущие выпускники вузов?

Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ провел первую международную научно-практическую конференцию «Современные информационные технологии и ИТ-образование». Это мероприятие состоялось в соответствии с решением президиума учебно-методического совета классических университетов по прикладной математике и информатике. На конференции обсуждались вопросы развития качественного обучения в сфере информационных технологий и подготовки специалистов для отрасли.

Несмотря на то что студенты математических, инженерных кафедр уже начиная с третьего курса востребованы со стороны как отечественных ИТ-компаний, так и представительств компаний западных, преподаватели понимают, что образовательный процесс сегодня не столь хорош, как хотелось бы.

Так, например, по словам ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Владимира Тихомирова, образовательный процесс в России обнаруживает опасные тенденции отставания от общемирового уровня, сходные с теми, что когда-то свели на нет отечественную отрасль микроэлектроники. Слабое развитие современных методов обучения и использование возможностей Internet-технологий приводят к тому, что студенты начинают отдавать предпочтение западным вузам. Так, по данным МЭСИ, только в учебных заведениях США учится сегодня 8,5 тыс. студентов нашей страны, при этом многие используют дистанционную форму обучения.

Также была отмечена важность e-learning как одного из современных методов в области информационных технологий. Для этого недостаточно перенести в сеть обучающие материалы и применять для общения преподавателей и учеников сетевые технологии. Необходима соответствующая стратегия государства, разработанные и утвержденные стандарты. «Пока в России все это отсутствует», — подчеркнул Тихомиров. Более того, Россия не участвует в международных консорциумах, разрабатывающих стандарты в области обучения, преподаватели не имеют возможности посещать международные конференции, посвященные вопросам образования.

Ломка традиционного для России процесса обучения и введение бакалавриата и магистрата, якобы для интеграции в европейскую систему образования, по мнению Тихомирова, не оправданна и является политическим решением, ненужным самим образовательным учреждениям.

Если говорить о финансировании, то на обучение одного студента ИТ-специальности европейские государства тратят в среднем 20 тыс. долл. в год, США — 32 тыс. долл., а в России — 600 долл. Заработная плата профессора (вместе со всеми надбавками за степень и др.) составляет порядка 7,5 тыс. рублей.

Отчасти в этой ситуации помогают российскому образованию крупнейшие западные корпорации. Hewlett-Packard, Microsoft, IBM, SAP, Intel и другие компании разрабатывают и реализуют масштабные программы поддержки системы ИТ-образования России. Это специально созданные курсы, помощь в научных исследованиях, консультации, техническое оснащение, зачастую на безвозмездной основе, конкурсы среди студентов и стажировка лучших из них с участием специалистов этих компаний и т. д. Все это, безусловно, помогает, однако для транснациональных корпораций образование не является профильным бизнесом, а в России вузов, имеющих кафедры по инженерным дисциплинам, по реестру Министерства образования РФ около 400 — многие из них никогда не слышали о программах поддержки ИТ-образования западных вендоров.

Но проблема инноваций в обучении остается. Любой новый курс или дисциплина, будучи разработанной и запущенной в учебный процесс, устаревает еще до начала ее преподавания. Информационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем на это могут реагировать вузы. Тем не менее российский диплом пока еще котируется на Западе, точно так же как и молодые специалисты — выпускники российских вузов.

Участники мероприятия приняли решение о регулярном проведении научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование». Как подчеркнул проректор МГУ Владимир Белокуров, наша цель — укрепить создаваемую образовательную систему, оснастить ее критически важным инструментом самоанализа и саморазвития.