Пока беспроводное оборудование не приносит пользу своим владельцам
Популярность беспроводных устройств среди россиян растет довольно быстро

ВРоссии можно заработать на продаже оборудования Wi-Fi, но не на его использовании. К такому выводу пришли участники круглого стола «Рынок услуг и оборудования Wi-Fi на Северо-Западе», который прошел в Петербурге в рамках презентации новой линейки Wi-Fi-оборудования U.S.Robotics — MAXg (стандарта 802.11g).

Питер Блэмпид, директор U.S. Robotics по продажам и операциям в регионах ЕМЕА, обрисовал светлое будущее беспроводных технологий. Правда, оно больше касалось США, чем России. В Америке, по его словам, сейчас 25 млн. домохозяйств подключено к домовым сетям. Через пять лет их будет 50 млн. При этом в большинстве случаев внутри помещений будут использоваться беспроводные технологии, а именно Wi-Fi. Продажи соответствующего оборудования уже сейчас идут достаточно бойко.

В России у U.S. Robotics продвижение оборудования Wi-Fi также идет неплохо, если судить по относительным величинам. Рост составляет 85-100% в год. Однако Блэмпид считает, что в абсолютных величинах «уровень продаж еще не такой, как должен быть». U.S. Robotics сделала себе имя в России благодаря поставкам модемов, но с оборудованием Wi-Fi она пришла на российский рынок все-таки намного позже своих основных конкурентов. В настоящее время вендор только налаживает каналы продаж. На Северо-Западе U.S. Robotics планирует авторизовать дилеров и реселлеров в октябре текущего года.

Заинтересованные партнеры должны появиться, хотя некоторые ожидания относительно Wi-Fi оказались завышенными. Рост количества публичных точек доступа в Internet по этой технологии вполне приличный. По данным компании J?son & Partners, на начало сентября в России насчитывается 500 с небольшим хот-спотов. Это примерно в два раза больше, чем было в конце 2004 года. Однако распространение технологии идет очень неравномерно. В Москве каждый месяц появляется 19 точек, а во всей остальной России — 14.

«Структура рынка в столице и других российских городах сильно различается, — полагает Анна Орлова, аналитик J?son & Partners. — В Москве большая часть публичных точек доступа находится в кафе и ресторанах. В Петербурге структура их размещения примерно такая же, как по всему миру, — на кафе и отели приходится примерно по 30% хот-спотов». Причина — петербургские рестораторы более осторожны. Они считают, насколько им выгодно устанавливать у себя оборудование Wi-Fi, а не просто поддаются моде. А практика показывает, что в Петербурге бесплатные точки доступа, как правило, не приносят владельцам кафе и ресторанов дополнительную прибыль.

Емкость рынка услуг доступа в Сеть по технологии Wi-Fi составляет, по данным J?son & Partners, 460 тыс. долл. Алексей Саминский, руководитель сетевых проектов ЗАО «Вэб Плас», предполагает, что столько денег провайдеры еще не зарабатывают. Но даже если оценка емкости рынка верна, то, по его мнению, все равно серьезных денег в этой сфере нет.

«Технология будет быстро развиваться, когда рынок получит удобный и недорогой терминал. Ноутбук таковым не является. Для нашего рынка нужен карманный компьютер ценой 200 долл. Только с появлением такого терминала беспроводной доступ в Internet станет массовой услугой», — считает Саминский.

В офисах, по его мнению, сотрудникам далеко не всегда нужен беспроводной доступ. И лучшие перспективы у сектора домашних пользователей. По данным «Вэб Плас», в Петербурге подключено к Internet около 500 тыс. домохозяйств. Из них примерно 5% имеет широкополосный доступ. В перспективе, по словам Саминского, таких подключений будет 80%.

Андрей Мартынов, директор корпоративного отдела компании «Компьютерный мир», говорит, что в последнее время количество обращений с просьбой установить беспроводную сеть увеличилось в 2,5-3 раза. Много заказов со стороны компаний, которые создают Wi-Fi-зоны для собственных нужд. Что удивительно, проявляют активность при организации беспроводных сетей школы.

Александр Хомяков, директор по маркетингу компании «Кей», спроса на Wi-Fi-оборудование пока не ощущает: «В наших магазинах продается на порядок больше карт доступа ADSL, чем карт Wi-Fi». А если люди и покупают беспроводные устройства, то преимущественно для того, чтобы «побаловаться», поиграть в игры с соседом за стеной.

Как бы то ни было, производителям оборудования Wi-Fi — U.S. Robotics и другим компаниям — есть за что бороться между собой на российском рынке. Все-таки вендоры стараются смотреть на несколько лет вперед.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями