Служба новостей IDG, Бостон

Область исследований социальных сетей сформировалась уже давно и включает в себя элементы социологии, психологии, управления, а также информационных и вычислительных систем. В последнее время новые технологии все теснее переплетаются с социальными сетями, а недавно образованные компании, использующие это сочетание, активно развиваются в самых разных направлениях
Том Дэвенпорт: «Люди, хорошо разбирающиеся в вопросах поиска, организации и управления сетями, стремятся ограничиться при решении повседневных задач минимально возможным набором устройств»

Основав в начале нынешнего года компанию Franbuy, Кевин Абт сразу решил продемонстрировать, что дорожит потенциальными клиентами, нашедшими его через Internet, и доверяет им. Абт предлагает тем, кто желает завести собственное дело, попробовать себя в качестве франчайзи.

«Моя роль несколько напоминает роль свахи, — комментирует Абт характер своей деятельности, которой он занимается, не выходя из дома. — Я представляю два, три, четыре варианта, и, на мой взгляд, среди них вполне можно выбрать подходящий».

Для того чтобы иметь возможность контролировать информацию о себе, Абт обратился к недавно образованной компании Ziggs, на серверах которой профессионалы черпали сведения, необходимые для налаживания новых деловых контактов. Закончив работу над Web-сайтом своей компании, Абт разместил в базе данных Ziggs семейную фотографию и краткие биографические сведения. И сегодня пользователь, обращающийся к домену franbuy.com, автоматически переадресовывается к базе данных Ziggs.

«По прошествии 60 дней у меня уже сложились взаимоотношения с консультантами и деловыми посредниками из 35 различных городов», — поделился Абт своими впечатлениями после двухмесячной эксплуатации службы Ziggs. Использование возможностей базы данных Ziggs — хороший пример эффективного применения информационных технологий для того, чтобы сплести сеть бизнес-связей или социальную сеть.

Область исследований социальных сетей сформировалась уже давно и включает в себя элементы социологии, психологии, управления, а также информационных и вычислительных систем. В последнее время новые технологии все теснее переплетаются с социальными сетями, а недавно образованные компании, использующие это сочетание, активно развиваются в самых разных направлениях. В то же время предприятия все чаще обращаются к механизмам организации взаимодействия и приложениям, позволяющим сократить затраты, повысить производительность труда и эффективность связей.

Компания Ziggs — один из многих игроков, пришедших недавно в эту постоянно расширяющуюся коммерческую зону. Их цель заключается в том, чтобы помочь представителям различных профессий установить и поддерживать контакты с другими людьми. Специалисты Ziggs основное внимание сосредоточили не на сетях самих по себе, а на поисковых технологиях, но тем не менее их бизнес-модель уходит своими корнями в социальные сети, привлекшие в 2003 году целую волну инвесторов. С 2003 года ведет свой отсчет и объединение LinkedIn.

Компания Ziggs — одна из многих игроков, пришедших недавно в постоянно расширяющуюся коммерческую зону налаживания конструктивных взаимоотношений между людьми. Их цель заключается в том, чтобы помочь представителям различных профессий установить и поддерживать контакты с другими людьми. Специалисты Ziggs основное внимание сосредоточили не на сетях самих по себе, а на поисковых технологиях, но тем не менее их бизнес-модель уходит своими корнями в социальные сети

LinkedIn — один из весьма популярных ныне примеров успешного с коммерческой точки зрения предприятия, созданного на базе концепции социальных сетей. Бесплатное членство в LinkedIn позволяет участникам проекта осуществлять поиск в базе данных, содержащей информацию о 2,8 млн. специалистов. Цифра эта продолжает расти по мере того, как пользователи приглашают других людей присоединиться к их сетям. Администрацию LinkedIn призывают организовать специальную почтовую рассылку для привлечения новых членов. Пользователи имеют возможность найти в базе данных потенциальных клиентов, лидеров продаж, отраслевых партнеров или экспертов, а также заняться с ее помощью поиском работы. На узле LinkedIn присутствуют сведения о юристах, специалистах по маркетингу и связям с общественностью, консультантах по управлению, профессионалах в области финансового планирования и информационных технологий.

Еще одним примером службы социальных сетей является компания Friendster. Главной своей задачей ее руководство называет не налаживание бизнес-контактов, а помощь друзьям. В системах как Friendster, так и LinkedIn хранятся пользовательские профили, позволяющие осуществлять управление информацией, заниматься ее распространением и эффективно применять поисковые технологии.

«Объектами поиска примерно в 10% из 400 млн. ежедневно выдаваемых в Internet запросов являются люди, — отметил генеральный директор и основатель Ziggs Тим де Мелло. — В большинстве случаев пользователи хотят получить краткое и точное резюме того или иного человека — где он работает, как с ним можно связаться, если присутствует фотография, это считается дополнительным преимуществом».

«Люди, хорошо разбирающиеся в вопросах поиска, организации и управления сетями, стремятся ограничиться при решении повседневных задач минимально возможным набором устройств, — заявил Том Дэвенпорт из Babson College во время своего выступления на конференции по социальным сетям, проводившейся по инициативе корпорации IBM. — Они регулярно выделяют время на работу с информацией, создают множество списков и умеют обращаться с поисковыми технологиями. Специалисты в информационной области помимо этого изучают возможности программного обеспечения, которое связано с их работой и помогает им сохранять контроль информации, в том числе и электронной почты, неотъемлемой составляющей социальных сетей».

Собственная социальная сеть корпорации IBM процветает, несмотря на коммерческий провал проекта Discovery Server. Подразделение IBM Lotus приступило к реализации проекта в 2001 году, а год спустя работы были прекращены. Идея, положенная в основу почившего ныне продукта, заключалась в создании программной системы для организации деловых контактов, Web-сайтов и других источников информации. К примеру, если кто-то из исследователей IBM хочет узнать, кто еще в корпорации занимается аналогичными проектами, ему достаточно заглянуть в базу данных и извлечь оттуда контактные сведения об интересующем его человеке, дополненные фотографией и возможностью общения в диалоговом режиме через систему мгновенной передачи сообщений.

Начало реализации проекта Discovery Server по времени совпало с получением IBM полного контроля над Lotus. Превратившись в одно из подразделений корпорации, Lotus утратила лидирующее положение на рынке. IBM прекратила продавать программное обеспечение в сентябре 2004 года, а годом позже перестала поддерживать его. Вместе с тем компания продолжает использовать программное обеспечение управления знаниями, теоретические и практические наработки во внутренних целях, а также выделяет необходимые ресурсы на проведение исследований в области социальных сетей. Данные усилия предусматривают поддержку сети блогов, которые функционируют как внутри организации, так и за ее пределами.

«Находиться в этом русле совсем неплохо, — заметил один из архитекторов Discovery Server Дэйв Ньюболд. — У меня такое ощущение, будто я обнаружил целое потерянное поколение специалистов по управлению знаниями».

В состав системы управления знаниями IBM входит часть корпоративной сети intranet BluePages, в которой можно почерпнуть информацию о биографиях сотрудников компании. Конкретные сведения, к которым получают доступ другие люди, выбираются самими сотрудниками. Система IBM включает в себя также внутренние блоги, доступные отдельным рабочим группам или более широким объединениям в пределах компании. Сотрудники могут размещать информацию и на общедоступных блогах с учетом ограничений корпоративной политики IBM.

«При грамотном использовании блоги помогут вам раскрыться, — отметил известный специалист в данной области Билл Ивс. — Неправильное же отношение к ним ограничивает ваши возможности, а в отдельных случаях даже грозит увольнением».

Исследователь IBM Кейт Эрлих (в одной с ней социальной сети находится и Ивс) использует блоги в качестве средства перемещения в Web и поиска необходимой информации, а также для установления связей с нужными людьми.

«Вместо того чтобы обращаться к Google, я захожу на Web-сайт Билла, то есть на его блог, где размещены элементы каталога системы управления знаниями и ссылки на другие блоги и узлы, также посвященные управлению знаниями, — говорит она. — Здесь же присутствуют записи и ссылки на узлы о питании и музыке (еженедельно обновляемые Ивсом)».

Для Эрлих блоги выполняют роль барометра, который сообщает ей, когда лучше ознакомиться с темами, представленными в той или иной записи каталога. Она посещает определенные блоги, соответствующие ее области интересов, для того, чтобы узнать, какая информация получена другими людьми, и отфильтровать полезные сведения.

В академических институтах исследователи формируют трехмерные модели социальных сетей, построенные на основе анализа потоков электронной почты, циркулирующих в конкретных рабочих группах или между отдельными пользователями. Результаты анализа применяются, например, для того, чтобы показать, что лица, выполняющие функции контроля, слишком много общаются друг с другом и не уделяют достаточного внимания подчиненным. Или же чтобы выявить место разрыва связей при организации взаимодействия по электронной почте. Подобный анализ социальных сетей широко распространен.

В академических институтах исследователи формируют трехмерные модели социальных сетей, построенные на основе анализа потоков электронной почты, циркулирующих в конкретных рабочих группах или между отдельными пользователями

Сторонники обучения сотрудников управлению информацией и работе в социальных сетях, а также предоставления им необходимых средств, аргументируют свои действия тем, что выполнение соответствующих мероприятий способствуют общему успеху организации, снижению информационной нагрузки, а, следовательно, и устранению причин возникновения стресса у работников.