Компания Borland «привезла» в Санкт-Петербург разработчика языка Pascal Никлауса Вирта
Никлаус Вирт уделил много времени пропаганде простоты в программировании

Всередине сентября создатель языка Pascal профессор Никлаус Вирт выступил перед студентами петербургских университетов. Визит в Санкт-Петербург живой легенды в мире программирования организовала компания Borland, которая тесно сотрудничает с СПбГУ ИТМО. Официальным поводом для приезда Вирта в Петербург стало вручение ему диплома и мантии «Почетного доктора» Университета информационных технологий, механики и оптики.

Торжественная церемония началась с перечисления того, что сделал почетный гость для развития программирования: Вирт одним из первых ввел в практику принцип пошагового уточнения как ключевого для систематического создания программ; помимо Pascal он создал ряд других языков, например Modula-2 и Oberon.

«Вирт является одним из немногих, кто борется с необоснованным усложнением языков программирования. А из-за этого усложнения намного труднее готовить специалистов», — заявил заведующий кафедрой «Информационные системы» СПбГУ ИТМО Анатолий Шалыто. По словам Андрея Иванова, руководителя санкт-петербургского филиала Borland, если бы не было Вирта, то не было бы и Borland.

Свою докторскую лекцию Вирт начал по-русски. Правда, русского языка он не знает и читал уже заготовленный для него текст (вероятно, написанный латинскими буквами). Подобное начало означало не только желание понравиться русскоязычной публике. Как выяснилось позже (на импровизированной пресс-конференции), языкам Вирт придает очень большое значение.

Хороший язык, по его мнению, влияет не только на процесс программирования, но и на образ мышления. Он ведет к структурированному мышлению, к более точному выражению мыслей, логичному поведению в повседневной жизни.

Шалыто на это возразил: «Опыт преподавания показывает, что студенты, которые уже являются хорошими программистами, не умеют логически выстраивать фразы ни на русском, ни на английском языках. Особенно на русском». После непродолжительной дискуссии Вирт поправил прежнее свое высказывание: «Хороший язык программирования является лишь одним из многих факторов, влияющих на образ мышления. Большее значение для правильного мышления человека имеет изучение иностранных языков. Важно также глубокое понимание родного языка». Именно этим можно объяснить его интерес к русскому языку, о котором он уже сложил мнение как о совсем не структурированном. Оба профессора согласились в том, что усложнение языков программирования ни к чему хорошему не ведет.

«Чем мощнее становятся компьютеры, тем сложнее задачи, которые люди решают. Появление более сложных задач ведет к созданию более сложных программ. Эта зависимость во многом неизбежна. Однако совсем не нужно искусственно создавать дополнительные сложности. Используемые сегодня несовершенные языки программирования только создают такие сложности. Java и C++ популярны не потому, что они лучше Oberon, а потому, что в них заинтересованы такие мощные компании, как Microsoft и Sun, а общественность не понимает отличий», — считает Вирт.

По его информации, компания Microsoft пыталась принципиально улучшить самый популярный в мире текстовый редактор Word. Группа специалистов, которая с одобрения Билла Гейтса занималась решением этой проблемы, даже добилась каких-то результатов. Однако оказалось, что никакие талантливые программисты ничего сделать не могут, потому что логика развития текстового редактора уже задана, и ее не изменить.

Вирта поддержал его коллега и соратник в борьбе с ненужными усложнениями профессор Юрг Гуткнехт, который сопровождал создателя языка Pascal во время поездки в Петербург. Он сделал вызов всему мировому ИТ-сообществу: «Тому, кто найдет задачу, которую нельзя решить с помощью Oberon, но можно решить посредством более сложных языков, например Java или С++, я готов заплатить тысячу франков».

«Использование более сложных языков программирования — большая ошибка. Если бы были популярны другие, более совершенные языки, то все, что связано с информационными технологиями, работало бы в десять раз лучше», — уверен Гуткнехт.

Тем не менее большинство студентов, которые слушали лекцию Вирта, вынуждены будут отдать предпочтение программированию на Java или С++, потому что предпосылок для популярности языка Oberon пока нет.

Некоторые руководители петербургских софтверных компаний в связи с визитом таких персон, как Вирт (несколькими днями раньше Петербург посетил создатель языка Java Джеймс Гослинг), ожидают кардинальных перемен другого рода. Они опасаются, что теперь на местном рынке труда, на котором и так очень сложно найти квалифицированных программистов, активизируются западные компании. Открытие новых и расширение уже работающих центров разработок ПО может не только затормозить развитие петербургских компаний, но и угрожает существованию многих из них.