Computerworld, США

Не правда ли, создается впечатление, что чем больше информации предоставляется, тем меньше ее используют? Технологическая составляющая информационной технологии просто великолепна, а информационная не дотягивает даже до приемлемого уровня.

Отчасти это можно объяснить следующим: мы путаем то, что необходимо нашим системам для их эффективной работы, с тем, что нужно человеку, дабы получить ответ на тот или иной вопрос. (Именно поэтому Google господствует на рынке с оборотом 80 млрд. долл., а в вас начальство видит источник сплошных убытков).

Для эффективной работы систем требуются структурированные данные. Что же мы делаем не так при заполнении хранилища данных информацией, необходимой для ответов на нужные вопросы (которых мы в итоге не получаем)? Что необходимо изменить?

Хранилище данных можно рассматривать — при всей приземленности этого слова — как коллектор, объединяющий потоки в знание. Это структурированная информационная архитектура, поддерживающая стратегии, которые позволяют сосредоточивать внимание на одних элементах и игнорировать другие. Как и в модели Google, это некая огромная бесформенная масса, приобретающая очертания в зависимости от заданного вопроса. В отличие от модели Google, в данном случае магистраль должна иметь средства сертификации содержащихся в ней данных — происхождение всего, что здесь есть, должно отслеживаться до заслуживающего доверия источника. Другими словами, она может содержать информацию, которая является интерпретацией другой информации.

Для того чтобы помочь пользователям задавать свои вопросы, поддерживать функции магистрали должны специалисты, выступающие в трех ролях. Часть таких специалистов могут быть профессионалами в области информационных технологий, часть — в других областях, таких как финансы и планирование работы предприятия.

  • Картограф добавляет информацию, которая составляет контекст для другой информации. Например, старая таблица обмена валюты позволит получить представление о более давних финансовых результатах из разных разделов. Картографы также создают "общие" карты. (Все эти элементы составляют то, что вам необходимо знать для того, чтобы понять технологические процессы, действующие на предприятии).
  • Библиотекарь заполняет карты, указывая, что проверено (получено из внутренних источников), что не проверено (добавлено из внешних источников), а что пропущено.
  • Композитор создает новые интерпретации, как правило, в результате дополнительной работы по увеличению объема информации.

Кроме того, существует четыре роли, исполнители которых поощряют сотрудников обращаться с вопросами. Они также могут работать в самых разных подразделениях организации, а не только в отделе ИТ.

  • Инструктор, который помогает пользователям, поощряя их стремление задавать вопросы. Как правило, эту роль играют менеджеры, но менеджерам, в свою очередь, необходимо учиться тому, как это делается.
  • Проповедники знаний нужны для того, чтобы отвечать на вопросы, когда информации, имеющейся в хранилище знаний, недостаточно. (Это "эксперты", к которым можно обращаться в случае необходимости).
  • Контролеры заботятся о том, чтобы уберечь проповедников от лавины запросов со стороны людей, которые не хотят использовать предлагаемые инструменты. (Это весьма перспективная роль для сотрудника службы помощи).
  • Наконец, менеджеры и опытные сотрудники выступают в качестве наставников, которые создают мотивацию для увеличения числа вопросов.

Читатель вправе уточнить, о чем говорится, об управлении знаниями или теории обучения? Как все это можно применить к хранилищам данных и убедить людей активнее их использовать? Для того чтобы добиться эффективного использования информации, а не только технологии, необходимо начать думать о тех, кто задает вопросы, а не только об инструментах для генерации ответов. Если вы правильно воспримете эту точку зрения, то все ваши инвестиции в новое хранилище данных себя оправдают.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями