Computerworld, США

Даже заядлые полуночники сталкиваются с физическими и психологическими проблемами, будучи вынуждены работать, когда остальные спят

Для системного администратора, привыкшего работать днем, переход в ночную смену чаще всего становится потрясением. «Получается, что только спишь и работаешь. Возникает ощущение, что никак не связан с деятельностью той компании, в которой работаешь. Никогда еще за всю мою профессиональную карьеру мне не приходилось чувствовать себя настолько оторванным от корпоративной жизни», — делится своими переживаниями один из тех, у кого сменился график работы.

Многие ИТ-специалисты, которым приходится выходить на службу по ночам, десятилетиями испытывают подобные ощущения. И даже заядлые полуночники сталкиваются с физическими и психологическими проблемами, будучи вынуждены работать, когда остальные спят.

«Все чаще международные корпорации стремятся централизовать и свои приложения, и соответствующие инфраструктуры для того, чтобы снизить затраты на операции и обеспечить более эффективную интеграцию своих систем. Круглосуточные операции, связанные с ИТ, зачастую имеют определяющее значение для реализации этих глобальных инициатив», — заметил аналитик компании Forrester Research Пол Хаммерман.

Фактор усталости

Исследования показывают, что сотрудники, работающие в ночную смену, спят меньше тех, кому приходится трудиться днем. Когда накапливается усталость, производительность может резко упасть. Этот эффект усиливается, если человек пытается отоспаться в свой выходной день и часы сна у него меняются.

«Тело обычно спит, тогда как нужно вставать и отправляться на работу. Человек чувствует себя вялым, опасность возникновения несчастного случая и совершения ошибки возрастает», — подчеркнул Джон Эйкхолт, медицинский директор центра Worthington Sleep Wake Center.

Сотрудники, работающие по ночам, ощущают себя изолированными от руководства.

«Часто случается, что такие люди становятся некой автономной группой внутри компании, — заметила Бетси Коннелли, президент Circadian Technologies, исследовательской и консалтинговой фирмы, специализирующейся на вопросах, касающихся ненормированного рабочего дня. — Такая атмосфера способствует генерации творческих идей, но может привести к противопоставлению коллектива всей остальной компании».

Еще один источник стресса — необходимость решать важные технические проблемы самостоятельно.

«Вы даже не можете спросить, как решить проблему. Вы сами должны знать, почему работает та или иная функция и как ее использовать в различных ситуациях», — пояснила Риши Махарадж, технический специалист службы поддержки потребителей, работающая с 4 часов вечера до 12 часов ночи в компании Willow CSN, которая предлагает услуги виртуального центра телефонного обслуживания.

Что делать

Перечислим шаги, которые ИТ-менеджеры могут предпринять для того, чтобы помочь коллегам, работающим в ночную смену, быть более продуктивными и довольными своей работой.

Отдавайте должное ра?боте специалистов ночной смены. «Они держат оборону, пока вы спите, — заметил Кристофер Фолкнер, директор компании C I Host, предоставляющей услуги Web-хостинга. — Днем каждый может поздравить сотрудника, сделавшего что-то выдающееся. Но, чтобы поблагодарить тех, кто работает ночью, придется постараться особо».

Следите за моральным состоянием. Коннелли советует наблюдать за настроением сотрудников, проводя в компании конфиденциальные опросы. В частности, анализировать, почему сотрудники берут больничный.

«Судя по нашим опросам, лишь каждое третье отсутствие на работе объясняется болезнью, — отметила она. — Выясните, почему на самом деле сотрудников нет в офисе».

Обеспечивайте занятость. Коннелли предлагает составлять рабочее расписание с учетом предска?зуемых спадов и пиков в рабочей нагрузке. Если это возможно, найдите способ, который поможет сотрудникам конструктивно тратить образовавшееся свободное время. Так, C I Host недавно выплатила денежную премию сотрудникам ночной смены, которые во время простоя отредактировали одно из интерактивных руководств.

Следите за временем начала и окончания смен. В силу физиологии у большинства людей между 3 и 6 часами утра резко притупляется внимание. По мнению Коннелли, если человек в это время едет на работу или с работы, то он подвергается большему риску попасть в ДТП.

Меняйте расписание работы с осторожностью. Чехарда дневных и ночных смен может привести к дисгармонии биологических часов. Если вы вынуждены менять расписание работы, как отметил Эйкхолт, то дайте сотрудникам возможность два-три месяца выходить в одну и ту же смену, а затем переведите их в смену, которая начинается в более поздние часы.

Создавайте максимально благоприятные условия работы. Эйкхолт предлагает следующие меры, способствующие поддержке работоспособности в ночную смену.

  • Обеспечьте в помещениях максимально яркое освещение, но так, чтобы оно было комфортным и безопасным.
  • Помните, что сотрудники должны двигаться. Даже простое хождение по комнате помогает победить сонливость.
  • Наконец, сообщите сотрудникам, которым предстоит работать в ночную смену, что их ожидает. Убедитесь, что люди понимают, что для них означает согласие работать по новому расписанию; это должен быть осознанный выбор.

Пока вы спите

  • Сотрудники, работающие в ночную смену, в среднем спят пять часов в сутки. Это на два часа меньше, чем минимальное количество сна, рекомендуемое медиками.
  • Текучесть кадров среди работников ночной смены втрое выше, чем текучесть в целом.
  • Уровень прогулов среди работников ночной смены доходит до 9% по сравнению с 3% для сотрудников, работающих днем.
  • Когда работники ночной смены сами выбирают такой график, уровень прогулов снижается до 8%.

Источник: Circadian Technologies