Служба новостей IDG, Нью-Йорк

Сегодня порталы в большинстве своем покупаются не как самостоятельный продукт, а как дополнительный модуль системы ERP или как элемент пакета в рамках контрактов на крупные программные решения

Компания Plumtree Software, которая одной из первых начала работать на рынке порталов, уже не один год считалась лакомым куском для многих. Этот «статус» она приобрела после того, как стало окончательно ясно, что порталы в большинстве своем покупаются не как самостоятельный продукт, а как дополнительный модуль системы ERP или как элемент пакета в рамках контрактов на крупные программные решения. В то же время BEA Systems, которая имела свое семейство порталов, не входила в число наиболее вероятных покупателей. Объявление о покупке ею Plumtree за 200 млн. долл. послужило сигналом к началу оживленных обсуждений обоснованности сделки, причем мнения высказываются самые разные.

Эксперты сходятся только в одном — Plumtree досталась BEA дешево.

«В Plumtree не угадали со временем продажи — сейчас ее рыночную стоимость вряд ли можно назвать такой же, как хотя бы два года назад, — полагает Брайан Макданоу, ведущий аналитик рынка порталов в IDC. — BEA заключила хорошую сделку. (Ранее Макданоу видел основным претендентом на Plumtree корпорацию Microsoft.)

Список основных конкурентов новой объединенной компании на рынке порталов мало отличается от привычного перечня крупнейших игроков рынка корпоративного программного обеспечения: IBM на первом месте, затем — после самой BEA — SAP и Oracle. Plumtree была пятой и замыкала этот список. Рынок растет, но это не открывает простора для небольших компаний, так как гиганты растут вместе с ним.

«Эту покупку можно рассматривать как попытку прорыва на рынке порталов. Существенного роста этому рынку она не принесет», — заявили аналитики Piper Jaffray в опубликованном этой компании отчете.

Директор по исследованиям информационной инфраструктуры AMR Research Джим Мерфи относит Plumtree к числу тех ИТ-производителей среднего размера, которые в массе своей поглощаются более крупными.

«Представьте себе компанию, где в качестве ERP используется программное обеспечение SAP и где на рабочих столах установлены продукты Microsoft. Оба производителя весьма агрессивно продвигают свои порталы. Конечно, клиентам может по какой-то причине нравиться Plumtree, но соображения рациональности заставят их принять другое решение — почему, собственно, нужен третий поставщик, если то же самое можно получить от первых двух? Многие покупатели Plumtree уже давно чувствовали себя как между молотом и наковальней. В связи с этим интересно другое — зачем туда же стремится BEA?» — спрашивает Мерфи.

Главное, что получает BEA с покупкой Plumtree, — это вовсе не технология, а клиентская база и положение на рынке. В BEA заявляют, что порталы двух компаний ориентированы на абсолютно разные категории клиентов: на разработчиков и бизнес-пользователей соответственно. Аналитики склонны думать так же.

«У этих компаний разные продукты, — соглашается Макданоу. — Одной из основных причин, по которой критиковали BEA, была ее недостаточная работа с бизнес-пользователями».

Это было тем большим упущением, что именно эта категория пользователей относится к числу самых выгодных.

«Традиционный круг клиентов BEA составляли сотрудники ИТ-подразделений. Но эта группа пользуется меньшим влиянием и, как правило, испытывает трудности при обосновании инвестиций в программные средства», — полагает Мерфи.

У Plumtree есть несколько клиентов, которые служат своего рода «зонтиком», защищающим компанию, среди них Ford Motor, Procter&Gamble. Клиентская база этих двух компаний перекрывается едва ли не на 50%, и если объединенная BEA сможет удержать этих клиентов и заинтересовать их более развитыми технологическими продуктами, она получит существенный простор для роста.

Однако здесь есть одно «но». Переход от программного обеспечения порталов к инфраструктурному программному обеспечению промежуточного слоя, которое составляет основу бизнеса BEA, не относится к числу простых.

«Мы не видим серьезных возможностей для предложения сопутствующих продуктов и замены продуктов Plumtree, уже установленных у ее клиентов, на более совершенные, но и более дорогие средства BEA», — отмечают аналитики компании Ovum в своем отчете.

Взгляды аналитиков разошлись даже по вопросу о том, будет ли эта сделка выгодной для клиентов BEA/Plumtree. Многие ссылаются на авторитет и финансовую стабильность BEA, говоря о выгоде для клиентов Plumtree. Но есть и такие, кто сомневается, насколько долго в BEA будут поддерживать две независимые кодовые базы.

Одно ясно — покупка Plumtree знаменует конец эпохи порталов как независимого продукта. Когда три года назад в AMR Research оценивали этот рынок и называли наиболее вероятных его лидеров, рассматривались 15 компаний, хотя к ним можно было бы добавить еще несколько. Сейчас можно говорить только о пяти-шести.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями