Поглощения, судя по финансовым отчетам, идут на пользу Oracle
Борис Щербаков: «Приоритет на 2006 финансовый год — программное обеспечение промежуточного слоя»

Благодаря агрессивным приобретениям объемы продаж и курс акций Oracle в 2005 финансовом году значительно выросли, отметил вице-президент корпорации и генеральный директор Oracle СНГ Борис Щербаков, представляя итоги прошедшего года и стратегию развития на 2006 год. В числе ценных приобретений прошлого года такие нишевые игроки, как Collaxa, Oblix, Instante Software и Retek.

Данным перечнем инвестиционный план Oracle далеко не исчерпывается, это видно по методичному «поеданию» — одна компания в месяц — в новом финансовом году. В июне Oracle приобрела компанию TimesTen, специализирующуюся на инфраструктурном программном обеспечении по управлению в реальном времени данными, событиями и транзакциями для приложений с высокими требованиями к производительности. В июле была куплена компания ProfitLogic, разрабатывающая решения для оптимизации розничной торговли, анализа моделей потребительского спроса при принятии решений о ценообразовании, управлении товарами и необходимыми запасами. А в августе Oracle объявила о намерении приобрести контрольный пакет акций одного из крупнейших индийских разработчиков — i-flex solutions, поставляющего программное обеспечение для банков, инвестиционных и финансовых институтов.

Активная инвестиционная политика позволяет корпорации быстро накачивать «мускулы». На ниве программного инструментария для анализа и хранения данных ее лидирующие позиции признаны аналитиками: по данным IDC, в 2004 году Oracle заняла первое место с 13,2% рынка, объем которого оценивается в 15,1 млрд. долл. В сегменте бизнес-приложений корпорация находится в роли активно догоняющего, ставя своей целью паритет с лидером этого сегмента — SAP. Третьим «фронтом» стал рынок интеграции и необходимое ему программное обеспечение промежуточного слоя. Ожидается, что в нашей стране самые яркие события будут разворачиваться именно на нем.

Дела российские

В России, по данным IDC за 2004 год, Oracle занимает первые места на рынках СУБД и серверов приложений, второе место — на рынке систем управления предприятием. Из трех ключевых сегментов (средства управления данными, бизнес-приложения и ПО промежуточного слоя) приоритетом в регионе СНГ на текущий 2006 финансовый год объявлен последний. По мнению Щербакова, ближайшие два года станут временем реализации российскими предприятиями крупных проектов программной интеграции.

Сложившаяся рыночная ситуация довольно благоприятна, тем не менее представительству корпорации предстоит ударно потрудиться над интеграцией в единый портфель приобретенных технологий и освоением новых продуктов. Помимо классической СУБД с хранением данных на диске Oracle Database 10g, в России появились ранее не представленные здесь горизонтальные и вертикальные продукты, попавшие ныне в канал Oracle. В их числе СУБД компании TimesTen, работающая с данными в памяти компьютера; унаследованная от Oblix система управления идентификационными данными пользователей COREid; решение Business Activity Monitoring для мониторинга бизнес-активности и оперативного анализа ключевых показателей эффективности предприятия компании Instante Software, а также средство проектирования и управления бизнес-процессами BPEL Process Manager, разработанное Collaxa. Что касается пополнения линейки систем управления предприятием, то локальный офис, пользуясь предоставленной ему возможностью выбора, остановился на продукте для средних предприятий J.D. Edwards Enterprise One, который уже локализован, и решении для розничной торговли компании Retek. Системы Peoplesoft, требующие серьезных инвестиций для «раскрутки», в России не появятся.

Задачи, возникшие в результате столь стремительного обновления «ассортимента», уже обострили проблему нехватку кадров. Поэтому начиная с этого года представительство Oracle в СНГ опробует использование ресурсов корпоративного центра продаж и информации для партнеров и клиентов в Праге.


Как в Oracle встретили новый год

Мировые доходы Oracle в 2005 финансовом году составили 11,8 млрд. долл. При этом продажи новых лицензий на технологии управления данными выросли на 13%, а лицензий на бизнес-приложения — на 28%.

Россия и СНГ очередной раз продемонстрировали двузначный рост оборота. По темпам роста представительство корпорации в СНГ стало лидером среди стран Восточной Европы, с большим и увеличивающимся отрывом от Польши, находящейся на втором месте, и заняло шестое место в ЕМЕА. В 2005 году продуктами Oracle обзавелись около тысячи компаний, продажи лицензий Oracle в регионе выросли по сравнению с 2004 годом более чем на 60%, а в государственном секторе рост превысил 100%. Продажи сервера приложений увеличились в два с половиной раза.

Примерно 84% оборота Oracle в нашем регионе дает Россия, по 8% приходится на Украину и Казахстан. Если в мире через партнеров поступает в среднем 53% оборота компании, то в России и СНГ используется только партнерская модель продаж. Партнерская сеть корпорации в СНГ, насчитывающая 320 компаний, выросла в 2005 финансовом году на 30%, в основном за счет разработчиков и региональных компаний. Кроме того, в нее интегрировались три партнера PeopleSoft — Deloitte&Touche, Robertson&Blums и R&K Consulting. Продажи через разработчиков увеличились за год более чем вдвое, через системных интеграторов — на 60%.

Внедрением E-Business Suite занимаются около двух десятков партнеров. В прошлом году Институт профессиональных бухгалтеров завершил сертификацию Oracle E-Business Suite, признав соответствие системы принципам организации бухгалтерского учета в РФ.