Служба новостей IDG, Тайбэй

Компании, рассматривающие возможность передать на аутсорсинг некоторые функции своего ИТ-подразделения, должны очень тщательно планировать подобные проекты. По мнению отраслевых аналитиков, на успешность их осуществления влияет множество факторов.

Спрос на аутсорсинг ИТ-сервисов быстро растет за счет того, что все больше компаний ищут способы снизить собственные затраты на ИТ и улучшить производительность труда. К 2007 году общемировые затраты на аутсорсинг, по оценкам аналитической компании Gartner, достигнет 50 млн. долл. Однако не все из проектов аутсорсинга будут успешными. Многие из них завершатся неудачно, потому что компании часто неверно оценивают стоимость и сложность процессов, связанных с аутсорсингом.

«Решение по передаче ИТ-проекта независимой организации является стратегическим для компании, и очень важно не ударяться безрассудно в реализацию такого проекта, не проведя предварительного планирования», — отмечает Ник Росситер, партнер компании Mithras Consulting Group, оказывающей консультационные услуги по вопросам аутсорсинга.

В июне Gartner опубликовала исследование, в котором описываются ошибки, допускаемые компаниями, занимающимися аутсорсингом своих ИТ-сервисов. В этом отчете выделены пять факторов, которым часто пренебрегают компании при принятии решений о передаче ИТ-функций в аутсорсинг: стоимость, производительность, коммуникации, культура и организационная готовность.

Если ваша компания рассматривает возможность аутсорсинга проекта, то Gartner рекомендует начать с анализа общей его стоимости.

«Не обращайте внимания только на разницу в расходах на оплату труда, — отмечается в исследовании. — Не забудьте про дополнительные расходы на соответствующий уровень руководства, связь, контроль, международные поездки и обучение».

По мнению Росситера, к этим рекомендациям стоит прислушаться.

«Эти расходы могут превысить затраты на оплату труда», — подчеркнул он.

Так как затраты на аутсорсинговый проект не могут быть постоянными на разных этапах проекта, компании должны оценить свои затраты в разные моменты реализации проекта.

«Для аутсорсинговых проектов типичной является высокая стоимость начальных вложений, поэтому ваша компания может не получить существенной экономии в течение первого года или двух после запуска проекта», — отмечается в отчете Gartner.

Другим ключевым фактором является уровень вовлеченности высшего руководства компании в управление аутсорсинговым проектом.

«Поддержка топ-менеджеров является тем инструментом, который удерживает аутсорсинговый проект от провала», — отмечается в отчете.

Эффективность коммуникаций между вашей компанией и вашим подрядчиком также важна для успеха аутсорсингового проекта.

«Все коммуникации между вашей компанией и компанией-подрядчиком должны документироваться и быть максимально понятными и свободными от взаимного непонимания, — советуют в Gartner. — Это особенно важно, когда речь идет о технических требованиях и бизнес-целях аутсорсингового проекта. Если компании не удастся донести эти цели до своего партнера, то могут возникнуть проблемы низкой производительности и появления ошибок в реализации проекта».

Другим важным вопросом, проявляющимся при выборе партнера по аутсорсингу, является культура, которая будет разной в разных странах и у разных подрядчиков.

«Обязательно определите, какие культурные различия могут отразиться на рабочих отношениях между вашей компанией и вашим подрядчиком, — требуют выводы Gartner. — Привлеките консультантов и проведите тренинг по вопросам корпоративной культуры. Кроме того, командирование сотрудников собственного ИТ-подразделения к вашему подрядчику может помочь минимизировать риски, связанные с культурными различиями, которые влияют на успех проекта».

По мнению аналитиков Gartner, переход к непосредственной реализации проекта до завершения оценки всех факторов, влияющих на него, может привести к дополнительным издержкам и неудовлетворительным результатам.

Убедитесь, что ваша компания готова к аутсорсингу, прежде чем начать действовать. Проверьте, что собственные сотрудники понимают причины привлечения подрядчиков и поддерживают проект. Тщательно взвесьте все риски и определите, какой их уровень компания может принять. Затем попытайтесь найти способы снижения этих рисков.

«Компании должны также оценить зрелость собственных ИТ-операций, прежде чем выделять их в аутсорсинг, — считают в Gartner. — Следует обратить внимание на такие факторы, как стандартизация методологии, уровень проектного менеджмента, наличие соглашений о качестве обслуживания и прочие аспекты. Любая непродуманность в этих областях может сказаться на производительности и дать результат, далекий от желаемого».

«При рассмотрении возможности аутсорсинга проекта настоятельно рекомендуется не спешить, оценить разные варианты географические размещения и разных подрядчиков, — отмечает Росситер. — Самым известным аутсорсинговым центром является Индия, где располагается немало опытных аутсорсинговых компаний. Но есть и другие варианты, в частности Китай и Филиппины, где выбор опытных подрядчиков несколько ограничен».

«Но выше всего этого стоят бизнес-цели клиента», — подчеркивает Росситер, отмечая, что многие японские компании выбрали в качестве страны для аутсорсинга Китай, в силу достаточно тесных экономических связей между двумя странами. Некоторые американские компании также выбирают Китай, чтобы в дальнейшем реализовать здесь собственные бизнес-цели.

После того как вы определились с партнером, необходимо выбрать небольшой ИТ-проект. Он не должен являться критически важным для компании, но с него нужно начать и двигаться к более крупным и более важным проектам.

«Это позволит вам и вашему партнеру по аутсорсингу построить хорошие рабочие отношения и минимизировать риски возникновения проблем в будущем», — отмечает Росситер.

«Если первый проект прошел удачно, то вы можете передавать подрядчику все большее количество проектов», — подчеркнул он.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями