DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия

Без Tatung нынешнюю тайваньскую действительность представить довольно сложно. И дело тут даже не в огромном ассортименте продукции компании. На Тайване Tatung что-то типа семейного брэнда: у каждой тайваньской семьи должно быть хотя бы что-то от этой компании. Но за пределами острова она куда менее известна. Компанию не обошли стороной успехи тайваньской индустрии плоскопанельных дисплеев, и это придает уверенности в завтрашнем дне ее руководству
Лин Уэй Шан: «Не только за пределами Тайваня, но и на самом Тайване нам еще предстоит немало сделать для популяризации брэнда Tatung»

Основанная в 1918 году, компания Tatung является одной из старейших на Тайване и в значительной степени олицетворяет историю и современное состояние его индустриального развития. Tatung — вполне типичный китайский семейный бизнес, и семья Лин, которой он принадлежит, на острове считается одной из самых уважаемых. Сегодня в Tatung работают около 35 тыс. сотрудников, из них — около 20 тыс. на Тайване (им, кстати, принадлежит примерно пятая часть акций компании).

Широчайший спектр продукции Tatung включает свыше 300 наименований — от кухонной техники и холодильников до ультратонких серверов и промышленного оборудования.

На Тайване Tatung что-то типа семейного брэнда: у каждой тайваньской семьи должно быть хотя бы что-то от этой компании. Но за пределами острова она куда менее известна, так как в основном продукция, изготовленная Tatung, в другие страны поставляется под торговыми марками других компаний.

Поскольку Tatung является крупнейшим акционером Chungwa Picture Tubes (CPT), одного из ведущих тайваньских производителей TFT-панелей, компанию не обошли стороной успехи тайваньской индустрии плоскопанельных дисплеев. Нынешний президент Tatung, Лин Уэй Шан (третий по счету в «президентской династии» Лин), считает, что, несмотря на не самую благоприятную конъюнктуру рынка в нынешнем году и активное противодействие японских и корейских конкурентов, эта индустрия имеет хорошие шансы закрепить и развить свои достижения.

Из всего нынешнего многообразия дисплейных технологий какие в Tatung считают наиболее перспективными?

Несмотря на то что дисплеям на основе электронно-лучевых трубок по-прежнему принадлежит значительная доля рынка, для нашей компании ЭЛТ-технология уже перестала быть основным приоритетом. Сейчас наши главные усилия сконцентрированы на двух других технологиях — жидкокристаллической и плазменной, поскольку в скором времени, как мы ожидаем, они будут доминировать на рынках мониторов и телевизоров. Рынок ЖК-телевизоров растет очень быстро. По данным DisplaySearch, в прошлом году их было продано 7 млн. штук, а в нынешнем году ожидается увеличение объемов продаж до 15 млн. Популярность плазменных дисплеев растет не так быстро, но и эта технология имеет свою рыночную нишу, причем эта ниша постоянно расширяется. Пожалуй, имеет смысл назвать еще две многообещающие технологии — это проекционные дисплеи и OLED. Обе эти технологии пока еще нуждаются в усовершенствовании, и мы внимательно следим за их развитием, дожидаясь того момента, когда появятся реальные возможности для их вывода на рынок.

Считаете ли вы, что тайваньская индустрия ЖК-панелей уже опередила в своем развитии корейские компании, как это прогнозировалось в прошлом году некоторыми экспертами?

Математически — да, можно сказать, что это уже произошло. Судите сами. Если мы посчитаем количество компаний, играющих ведущие роли в индустрии, то выяснится, что после того, как в Hynix в 2003 году продали свое подразделение по выпуску ЖК-панелей китайской BOE Technology Group, у Кореи остались лишь два производителя первого эшелона, в то время как у Тайваня таких производителей сейчас пять. Конечно, у корейских гигантов огромные финансовые ресурсы, и это позволяет им проводить очень агрессивную ценовую политику. Но, с другой стороны, располагая большим количеством производителей, тайваньская ЖК-индустрия как сообщество уже достаточно созрела до того, чтобы этому эффективно противостоять. Поэтому у меня нет сомнений в том, что доля рынка тайваньских производителей ЖК-панелей и дальше будет расти.

Tatung владеет 38% акций CPT. Означает ли это, что в Tatung предпочитают ЖК-панели CPT продукции других производителей?

CPT для нас важна как родственная компания, и мы пытаемся использовать как можно больше жидкокристаллических и плазменных панелей, выпускаемых этой компанией. Однако это в принципе невозможно — ориентироваться на панели только одного производителя. Иногда у них просто нет в ассортименте тех размеров, которые нам требуются.

Когда в прошлом году японская корпорация Sharp обвинила тайваньскую компанию Teco в нарушении патентов, некоторые обозреватели высказывали предположение, что подобные действия являются не чем иным, как попыткой компенсировать падение конкурентоспособности японской продукции. Согласны ли вы с этим? Какие патенты Sharp могли быть нарушены Teco при изготовлении телевизоров?

Для меня это непростой вопрос, поскольку я не знаю всех деталей этого судебного процесса. Но, безусловно, подобного рода действия способствуют росту напряженности в индустрии. Экономический кризис 2003 года в Японии привел к тому, что такие компании, как Fujitsu, Toshiba и NEC, отказались от своих планов по расширению производств ЖК-панелей. Потери Sharp были менее существенными, однако их нынешние действия, на мой взгляд, никоим образом не способствуют оздоровлению индустрии. Я бы сказал, что это скорее похоже на запугивание конкурентов.

Примеру Sharp в этом году последовала другая японская компания, Hitachi, которая выдвинула иски против трех тайваньских компаний, и одна из них — Tatung. Создается такое впечатление, что это превращается в некую тенденцию.

Может быть, мы станем свидетелями и других исков, однако необходимо понимать, что при таком сценарии юридические споры вокруг интеллектуальной собственности становятся как бы дополнением ценовых войн. Я думаю, если японские и корейские компании будут и дальше следовать подобной практике, в конечном итоге пострадает от этого вся индустрия.

В этом году, согласно имеющимся у нас данным, в Tatung намереваются в полтора раза увеличить экспорт плазменных телевизоров по сравнению с 2004 годом (до 150 тыс. штук). Как PDP-устройства соотносятся с жидкокристаллическими в производственной стратегии компании? Какие регионы вы видите сейчас в качестве основных рынков для плазменных телевизоров?

Экономически телевизоры с размером диагонали до 40 дюймов более выгодно производить на основе ЖК-технологии, свыше 40 дюймов — по-прежнему сфера влияния PDP. Что же касается основных рынков для PDP-телевизоров, то в этом вопросе мы вполне доверяем DisplaySearch, где говорят, что США остаются номером один по объемам их продаж, далее идут Европа, Япония и Китай.

Насколько велики ассигнования Tatung на исследования и разработки? Какого рода исследовательские проекты ведутся в компании?

Бюджет исследовательских работ в Tatung сейчас составляет около 4-5% оборота компании, но в ближайшие годы мы надеемся его увеличить. Портфель исследований и разработок Tatung включает проекты в таких областях, как дисплейные технологии, решения для цифровых домов, сетевые технологии и системы для энергетической отрасли.

В августе прошлого года Tatung сформировала дочернюю компанию, Green Energy Technology, объявив, что это предприятие будет выпускать кремниевые пластины для солнечных батарей. Как сейчас обстоит дело с этим проектом?

Проект развивается по плану, и уже начато опытное производство пластин, как и было обещано, во втором квартале 2005 года. Однако других подробностей я, к сожалению, на данный момент сообщить не могу, за исключением лишь того, что в дальнейшем объявлений, связанных с данным проектом, будет больше.

В марте прошлого года в рамках выставки CeBIT в Ганновере Tatung анонсировала свой выход на европейский рынок серверов. Каковы первые итоги претворения этой стратегии в жизнь?

Вместе с нашими партнерами, одним из которых является голландская компания In Touch, мы получили по-настоящему ценный опыт в течение первого года с момента активизации нашей деятельности на рынке серверов в Европе. Помимо Голландии, мы также добились определенных успехов в Германии и Скандинавских странах. Разумеется, мы не будем останавливаться на достигнутом и продолжим развивать наш серверный бизнес в Европе, работая как с каналом, так и с OEM/ODM-партнерами.

Планируют ли в Tatung расширять свои производственные мощности в Европе?

Поскольку ранее в этом году начал работу наш новый завод в Чехии, у нас сейчас нет планов по вводу в эксплуатацию в ближайшее время других предприятий в европейских странах. Тем не менее мы изучаем возможности постройки заводов в ряде стран в рамках продолжения нашей производственной экспансии. Одной из таких стран, возможно, станет Финляндия, поскольку в Скандинавии, повторюсь, мы в последнее время добились существенного прогресса.

Как в Tatung собираются развивать свой брэнд за пределами Тайваня?

Я бы сказал, что не только за пределами Тайваня, но и на самом Тайване нам еще предстоит немало сделать для популяризации брэнда Tatung. Тайваньские компании (и Tatung здесь не исключение), как правило, располагают существенно меньшими маркетинговыми ресурсами по сравнению, скажем, с LG, Samsung или Sony. Поэтому на Тайване выбирают другой путь — более гибкий. Можно вспомнить недавний пример — назначение Джанфранко Лянчи, экс-президента Acer в странах Европы, Африки и Ближнего Востока и бывшего руководителя подразделения международных операций, президентом уже всей корпорации в целом. Лянчи сделал очень много для развития брэнда Acer в Европе и США, и, думаю, этот пример, нам следует изучить очень внимательно.


На правах национального достояния

Без Tatung нынешнюю тайваньскую действительность представить довольно сложно. И дело тут даже не в огромном ассортименте продукции компании. Штаб-квартира Tatung находится на одной из центральных тайбэйских улиц, носящей имя Сунь Ятсена. Именем Tatung на Тайване названы колледж и университет и едва ли не у каждого тайваньского ребенка есть, как минимум одна кукла Tatung Boy. Получают ее дети, естественно, от родителей, которым куклу презентуют при покупке бытовой техники Tatung — в знак признательности и уважения со стороны компании.

Эту куклу придумал в 1969 году сотрудник отдела маркетинга и связей с общественностью Tatung Ванг Ан Чонг. Сейчас он уже пенсионер, ему около семидесяти, а тогда было лишь немногим более тридцати. Как вспоминает он сам, идея создания куклы возникла у него в ходе поездки в Японию, куда его направили на стажировку. В Японии Ванг увидел, что у многих компаний есть свои куклы — наподобие талисманов, и решил, что и у Tatung тоже должно быть что-то в этом роде.

Сказано — сделано. Тогдашний президент Tatung, сын основателя компании и отец ее нынешнего президента Лин Тин Шенг, идею одобрил, и первая кукла появилась на свет. Рисовал ее Ванг, ориентируясь на фотографию президента в молодости. Глаза куклы он оставил закрытыми, но потом в компании решили, что их все-таки лучше открыть. Все последующие вариации Tatung Boy выпускались уже с открытыми глазами, а самая первая стала раритетом. В наши дни коллекционеры готовы выкладывать за нее на Internet-аукционах до 10 тыс. долл.