Business Intelligence — горячая тема для рынка управленческого программного обеспечения, вторая по популярности после безопасности. В SAS считают, что аналитику надо воспринимать не только как зеркало заднего вида, где прошлое представлено в качестве некоего результата, но и как инструмент, позволяющий заглянуть в будущее
Джеймс Гуднайт: «В 2004 году оборот компании составил около 1,53 млрд. долл.»

Самый крупный международный форум SAS Institute за пределами США собрал в этом году 2600 участников из 62 стран. Первые приветствия гости SAS Forum International 2005 услышали уже в аэропорту Лиссабона. И это не случайно. Мероприятие нацелено главным образом на обмен опытом между клиентами компании, среди которых немало государственных структур и правительственных организаций. Значимость события подчеркнуло и приветствие премьер-министра Португалии.

В центре внимания форума было знакомство с наиболее выдающимися проектами внедрения продуктов SAS. Всего было представлено 200 докладов из 40 стран и множества отраслей, включая нефтегазовую, транспортную, фармацевтическую, страховую и телекоммуникационную, а также производственный, государственный и банковский сектора.

В этом году съезд заказчиков стал юбилейным: исполнилось 25 лет с момента начала деятельности SAS в Европе. Может быть, поэтому больше всего докладов было от европейских стран: Англии и Бельгии. Россия была представлена двумя презентациями МТС. Впрочем, в программе имелись также презентации клиентов из Австралии и Бразилии, Гонконга и Канады, Южной Африки и Японии.

Основная часть времени была выделена на обсуждение тематики Customer Intelligence, управления финансами, рисками и ИТ-ресурсами. Награды за самые интересные воплощения «горизонтальных» разработок SAS получили португальская компания CTT за внедрение Financial Intelligence, финская A-lehdet — за Customer Intelligence и английский банк Lloyds TSB UK, представитель которого отметил, что благодаря внедрению Risk Intelligence банк стал выдавать на 20% больше кредитов. А вот в категории отраслевых решений самым интересным проектом признано внедрение программной системы для изучения отношений с клиентами в российской компании «Мобильные ТелеСистемы», где технологии SAS позволили не только проанализировать поведение клиентов, сменивших МТС на другого оператора, но и выявить абонентов, которые придут к аналогичному решению спустя несколько недель. Выигрыш во времени дает компании возможность принять меры по сохранению этой части абонентской базы.

Заклятые друзья

Business Intelligence — горячая тема для рынка управленческого программного обеспечения, вторая по популярности после безопасности. В SAS считают, что аналитику надо воспринимать не только как зеркало заднего вида, где прошлое представлено в качестве некоего результата, но и как инструмент, позволяющий заглянуть в будущее.

Подчеркивая ключевые достоинства своих программных решений — скорость и глубину обработки больших объемов данных, SAS, видимо в силу того, что компания частная, не стесняется громко критиковать продукты конкурентов. При этом основное внимание уделяется не столько компаниям, специализирующимся на бизнес-аналитике, как и сама SAS, сколько поставщикам ERP-систем, которые развивают аналитическую функциональность своих продуктов, в частности Oracle, SAP, Microsoft. Как заявляют в SAS, их фокус на финансовых отчетах, базирующихся на отчетных данных прошлых лет, не может считаться аналитикой, истинная ценность которой заключается в возможности прогнозирования на основе построения сценариев и моделей. Выпуск SAS 9 дал компании повод утверждать, что прямых конкурентов у нее нет, конкуренция идет лишь в отдельных конкретных областях.

Кроме того, SAS выразила свое отношение к намерению SAP выйти на рынок аналитики. Отметив, что многие пользователи получают пользу от решений SAP, базирующихся на OLAP и отчетах операционных процессов, в SAS считают, что называть подобные инструменты «аналитикой» было бы неверно, как, впрочем, и предложения других поставщиков транзакционных систем и BI-инструментов. Тем не менее поиск экономического и функционального баланса между решениями SAS и SAP в прикладной ИТ-среде остается одним из самых животрепещущих вопросов для клиентов. Поэтому, несмотря на выпады в сторону конкурентов, поставщикам программного обеспечения приходится сотрудничать, помогая клиентам определить, как можно совместить их решения наиболее эффективным образом.

В борьбе за сохранение статус-кво SAS придется нелегко, поскольку она играет в основном на уже освоенных ею рынках. В отличие от ERP-гигантов, эта компания пока не намерена осваивать рынок малых и средних предприятий и не имеет продуктов, специально для этого предназначенных.

«Рынок малых и средних предприятий — очень сложный рынок, требующий других подходов. Думаю, в России он будет принадлежать таким компаниям, как Microsoft и ?1С?», — отметил региональный директор SAS в Центральной и Восточной Европе Йован Марьянович. Впрочем, например, для фармацевтических компаний и маркетинговых агентств SAS готова предложить лицензии, рассчитанные на небольшую локальную сеть, стоимость которых измеряется десятками, а не сотнями тысяч долларов.

Козырными картами SAS остаются «здоровые» финансы и впечатляющая доля расходов на исследования и разработки.

О пользе инвестиций

Среди крупнейших софтверных вендоров SAS, специализирующаяся на хранилищах данных, интеграционных приложениях и бизнес-аналитике, — единственная частная компания. Руководители компании неизменно подчеркивают, что на всем протяжении своей двадцативосьмилетней истории она никогда не несла убытков, сумев превратить предсказание изменений в выгодный бизнес. Как сообщил президент SAS Джеймс Гуднайт, в 2004 году оборот компании составил около 1,53 млрд. долл., это на 15% выше, чем в 2003-м. На 2005 год запланирован 16-процентный рост — до 1,7 млрд. долл.

В отсутствие давления со стороны акционеров, SAS может себе позволить вкладывать в исследования и разработки свыше четверти своего дохода. Помимо США ее исследовательское подразделение работает в Индии, и в настоящее время создается еще одно — в Китае, где, по словам Марьяновича, сосредоточено огромное количество суперквалифицированных специалистов по аналитике и статистике. В прошлом году инвестиции в исследования и разработки составили 26% оборота.

Результатом столь масштабных инвестиций и кульминацией нескольких лет работы стала анонсированная прошлой весной платформа SAS 9 Enterprise Intelligence. По словам менеджера по технологической стратегии SAS Марка Торра, к настоящему времени на нее перешли около 70% клиентов. В течение всего 2004 года SAS один за другим выпускала горизонтальные и вертикальные продукты на этой платформе в каждой из своих деловых ниш и отраслевых специализаций. Только весной этого года были анонсированы решения для интеграции данных, построенные на grid-архитектуре, новый релиз основного компонента платформы BI Server 2.1 и OLAP/SPDS (Schedule Performance Data Server) для хранения данных. Почти все популярные продукты семейств Financial Intelligence, Marketing Automation, Risk Dimensions, Web Analytics, Activity-Based Management, IT Management Solutions и Supplier Relationship Management переведены на SAS 9. Лишь некоторые еще ждут своей очереди, такие как Human Capital Management. Ряд новинок, анонсированных на форуме, появятся в продаже в четвертом квартале 2005 года. В их числе третья версия Enterprise BI Server и grid-решение для прогнозирования — Forecast Server.

Отраслевые приоритеты

Стратегия SAS опирается на специализированные отраслевые решения.

«Мы ожидаем, что рынок будет двигаться от инструментов к решениям, и доходы от решений будут расти быстрее», — отметил вице-президент SAS по стратегии и маркетингу Андреас Диггелманн. По его словам, наиболее привлекательны для SAS финансовый и телекоммуникационный сектора, а также розничный бизнес, который, будучи традиционно консервативным рынком, сейчас испытывает потребность в резком обновлении. Большие ожидания связаны также с госсектором, особенно в Соединенных Штатах.

Если в сфере финансов и телекоммуникаций позиции SAS достаточно крепки, то рынок розничной торговли ей еще предстоит завоевывать. Именно в этот сектор идут сегодня основные инвестиции. Для развития на розничном рынке в прошлом году SAS приобрела компанию MarketMax (одного из конкурентов компании Retek, за которую так долго боролись Oracle и SAP). Но пока темп роста доходов SAS от ритейла отстает от других ключевых отраслей, составляя только 9%.

В России ситуация с приоритетами несколько отличается от мировой. Продукты SAS недешевы, их внедрение требует серьезных вложений, которые не всякая компания может себе позволить. Поэтому бизнес российского офиса традиционно строился вокруг стратегических клиентов. Сегодня это АФК «Система» и принадлежащая ей МТС, соответственно ключевая отрасль сейчас — телекоммуникации. Однако нефтегазовая и финансовая отрасли также имеют потенциал стать приоритетными, отметил Марьянович. В настоящее время, по его словам, лучше всего продаются в России решения для телекомов и банков, в том числе Analytical CRM, Bank Risk Management, Data Warehouse, Financial Management и Telco Industry Server. Особенно востребованы банками в ближайшем будущем будут Credit Scoring и Risk Management. В следующем году планируется обратить внимание на российские госструктуры. На базе клиентов SAS создает свои центры компетенции, один такой центр в России уже существует во ВНИИ железнодорожного транспорта МПС и готов обслуживать другие компании.

SAS планирует увеличить число российских партнеров. В настоящее время готовятся соглашения с двумя «сильными системными интеграторами», один из которых специализируется на телекоммуникациях, другой более универсален. Кроме того, SAS активно ищет «дежурного по стране»: уже почти два года российское представительство работает без официального главы.