«Директор информационной службы»

Но все альтернативы пути решения аналитических задач обойдутся еще дороже

Решив проблему учета, банки приступают к аналитическим задачам, и при этом все в большей степени ориентируют решения на бизнес-пользователя. Вопрос аудитории приложений достаточно принципиален: с информацией должны работать не только аналитики, но и менеджеры среднего звена.

В число наиболее актуальных аналитических задач, важных для работы банка, входят анализ отношений с клиентами, доходности, рисков, активов и пассивов. Построению системы отчетности на основе хранилища данных была посвящена конференция, проведенная в конце июня компанией «Диасофт».

Александр Генцис: «При успешном пилотном проекте руководство банка гораздо охотнее пойдет на реализацию более масштабных планов»

«Технология хранилищ данных — самый недорогой из всех способов решения аналитических задач, стоящих перед организацией. Все альтернативные пути в итоге окажутся более затратными», — уверен Виктор Полев, начальник отдела корпоративных данных и отчетности «Росбанка». По его мнению, объем задач, решаемых с помощью хранилища, и его перспективы развития просто не сопоставимы с обычными средствами линейной отчетности.

Сейчас перед ИТ-отделом банка стоит задача объединения данных, содержащихся в различных системах. При выборе решения для ее реализации рассматривались все крупные отечественные и западные разработки с целью найти систему, обладающую всеобъемлющей информационной моделью. Таковой была признана Banking Data Warehouse компании IBM.

В качестве технологической основы были выбраны СУБД IBM DB2 и ETL-решение Ascential Sofware, а в качестве средств бизнес-аналитики — продукты Business Objects.

Одна из важнейших задач, которую также решают с привлечением хранилища данных — построение отчетности. Но прежде банк должен ответить на несколько принципиальных вопросов. Во-первых, необходимо определить ее адресатов — ими могут быть Центробанк, менеджмент банка, его собственники. В зависимости от адресата отчетность может принимать различный вид.

Во-вторых, чьими силами осуществлять построение отчетности. При этом необходимо сопоставить затраты на построение с эффектом от использования отчетности. Это могут делать внешние консультанты, специалисты банка, либо создание отчетности может быть доверено автоматизированной системе.

При первом варианте банк остается в стороне от создания отчетности и не приобретает никаких знаний по ее составлению; кроме того, это довольно дорого. С другой стороны, как считает Рустем Шарипов, ведущий эксперт департамента банковского аудита компании ФБК, высококвалифицированных специалистов по МСФО очень мало, и, доверяя составление отчетности своим сотрудникам, банк сильно рискует, что она не пройдет аудит.

Такая проблема действительно существует — при составлении отчетности возникает достаточно много ошибок. Избежать этого можно лишь формализовав данную процедуру путем создания автоматизированной системы получения отчетности. После этого можно с большим успехом доказывать свою правоту аудиторам. Кроме того, процесс получения отчетности значительно ускорится.

«Построение хранилища данных имеет смысл только в том случае, если существует очень большой кредит доверия со стороны руководства, — полагает старший вице-президент ?Диасофт? Александр Генцис, — поскольку быстрого эффекта (в течение нескольких месяцев) от этого проекта ждать не приходится. Важно найти простую и востребованную задачу, чтобы в оптимальные сроки в рамках ограниченного бюджета осуществить пилотный проект и показать его пользу для бизнеса. При успешном пилотном проекте руководство банка гораздо охотнее пойдет на реализацию более масштабных планов.

Пилотным проектом в «Объединенной финансовой группе» стало создание системы анализа торговых операций. Во-первых, этот участок достаточно прост, во-вторых, его автоматизация способна дать наиболее быстрый эффект.

Проект длился около трех месяцев, причем большую часть этого времени пришлось «бороться за качество» первичных данных. Основными результатами проекта стали оценка трудоемкости задачи (в частности, ИТ-отдел интересовало, может ли он решить ее самостоятельно) и качества данных. После проведения проекта потребовалась структурная реорганизация банка, а также ИТ-отдела для обеспечения наибольшей эффективности созданной системы. В частности, были введены должности офицера по качеству данных и администратора загрузки.