«Директор информационной службы»

Конференция «IT-Лидер»: постижению бытия ИТ-руководителей способствовали и колорит Китая, и слава местной философской школы

Для осмысления текущего состояния и перспектив в сфере ИТ следует удалиться на значительное расстояние от своих офисов. Эта гипотеза во многом объясняет выбор не только места очередной конференции, устроенной в Пекине организаторами премии «IT-Лидер» для ее лауреатов, но также тематики выступлений и дискуссий. Они были посвящены таким аспектам, как тенденции российского рынка ИТ, оценка эффективности ИТ-проектов, место и роль ИТ-руководителя в реализации комплексных проектов с ИТ-составляющей, обеспечение непрерывности бизнеса.

Удалившись на значительное расстояние от своих офисов, можно по-новому взглянуть на перспективы деятельности ИТ-руководителей

Роберт Фариш, региональный директор компании IDC по России и странам СНГ, представил результаты исследований, посвященных ключевым тенденциям рынка ИТ. По мнению аналитиков, развитие информационных систем предприятий в ближайшие годы будет определяться четырьмя факторами. Первый из них — расширение границ корпоративных сетей, которое будет происходить, прежде всего, за счет многочисленных «неклассических» компьютерных устройств (именно они, считают в IDC, дадут основную долю прироста трафика в сетях предприятий). Второй фактор — консолидация обработки данных в процессинговых центрах. Они обеспечат комфортные условия функционирования прикладных систем, взаимодействующих с разнородными клиентскими устройствами. Третий фактор — повышение значимости ИТ-поддержки мобильных пользователей и устройств. Особенно будет расти доля «интеллектуальных» устройств — «классических» КПК, смартфонов, промышленных терминалов. Наконец, четвертый фактор — дальнейшая глобализация ИТ-индустрии. Анализируя место России в мировой компьютерной индустрии, Фариш отметил, что у страны есть хорошие шансы занять достойное место благодаря использованию ее конкурентых преимуществ — изобретательности и творческого подхода к решению различных проблем.

Сергей Македонский, директор по ИТ-консатингу компании «Коминфо Консалтинг», сосредоточился на особенностях различных методик оценки эффективности ИТ-проектов. Согласно его наблюдениям, идея многих таких методик состоит в том, чтобы обеспечить улучшение бизнес-показателей деятельности предприятия и затем продемонстрировать достижения его топ-менеджерам. Аналитики и консультанты Forrester продвигают модель оценки совокупного влияния ИТ-проектов на экономику предприятия (Total Economic Impact, TEI). В Gartner проповедуют методику оценки совокупной ценности возможностей (Total Value of Opportunity, TVO). Эта оценка более универсальна, чем TEI, которая предполагает учет отраслевой специфики. С одной стороны, это преимущество, с другой — недостаток, поскольку многие предприятия хотели бы получить оценки экономической эффективности с учетом особенностей отрасли.

Споры о проектах...

Заметное оживление в атмосферу конференции внесли выступление Александра Буйдова, директора по ИТ компании «Крок», посвященное реализации комплексных проектов (таких, где изменения в области ИТ являются составной частью бизнес-проекта по осуществлению преобразований на предприятии в целом), и последовавшая за ним дискуссия. Буйдов упомянул о типичных проблемах, которые нередко сопровождают комплексные проекты. Часть из них можно отнести к просчетам предприятий-клиентов; в том числе — нередко встречающееся на начальном этапе проекта отсутствие четкого понимания целей преобразований как у предприятия-заказчика, так и у поставщика услуг; несогласованность между структурными единицами предприятия в отношении требований, выдвигаемых в ходе проекта; отсутствие единой точки ответственности внутри предприятия-заказчика. Разумеется, исполнители также небезупречны. Часто встречаются и управленческие, и технологические проблемы, к примеру, большое количество унаследованных систем, от которых предприятие не желает отказываться, а также плохая интегрируемость технологических компонентов.

Насколько для реализации комплексных проектов нужен внешний консультант (как правило, системный интегратор)? ИТ-руководители считают, что он действительно нужен. Уже хотя бы потому, что, как известно, «нет пророков в своем отечестве»: далеко не всегда мнение ИТ-специалистов воспринимается руководством предприятия как вполне авторитетное, которому доверяют и прислушиваются. Возможно, в этом отчасти есть и вина ИТ-сотрудников, которые не умеют или не хотят объясняться с бизнес-пользователями на понятном им языке, доказывая обоснованность инвестиций в ИТ. В результате у бизнес-пользователей и руководителей предприятия складывается устойчивое мнение о том, что ИТ-подразделение «проедает» немалый бюджет, не давая взамен ничего существенного.

...и непрерывности

Несколько меньше споров вызвало выступление Алексея Авакяна, руководителя направления консалтинга по построению процессов ITIL/ITSM компании «Крок», об управлении непрерывностью бизнеса. Как известно, чтобы добиться непрерывности бизнеса, необходимы усилия всего предприятия и в первую очередь его топ-менеджеров. Составной частью общих мер должна стать непрерывность работы ИТ-инфраструктуры и процессов, связанных с ИТ-поддержкой. Как правило, при их планировании основное внимание уделяется поддержке критически важных бизнес-процессов предприятия.

Основная проблема заключается в том, что довольно редко топ-менеджеры осознают важность обеспечения непрерывности бизнеса. Пересмотреть свои взгляды на эту проблему иногда помогают внезапные чрезвычайные ситуации. Например, руководство одной из страховых компаний осознало ее важность после того, как в самый пик «горячего» для страховщиков сезона случился пожар на ближайшей АТС, и в результате недельного простоя оказались упущенными контракты на сумму, оцениваемую примерно в 7% годового оборота компании.

Без поддержки высшего руководства обеспечить непрерывность бизнеса практически невозможно. Конечно, можно создать сверхнадежную ИТ-инфраструктуру, но подобный «лоскутный» в масштабах предприятия в целом подход не сможет гарантировать, что в момент, когда внезапные события заставят предприятие в кратчайшие сроки изменить свои бизнес-процессы, сделать это удастся.