Computerworld, США

«Когда бизнес-процессы превращаются в товар, все ранее сложившиеся правила претерпевают изменения, а в бизнесе может произойти настоящая революция», — считает Томас Давенпорт. В июньском номере Harvard Business Review директор исследовательского центра управления процессами Process Management Research Center изложил свою точку зрения на причины грядущих перемен. Давенпорт ответил на вопросы корреспондента еженедельника Computerworld.

Начнем, пожалуй, с основ. Что же такое бизнес-процесс?

Это некая абстракция — последовательность картинок, словесных формулировок или диаграмм, описывающих способ выполнения той или иной работы на конкретных участках. Бизнес-процессы могут в разной степени соответствовать реальному порядку выполнения работ.

Что дают бизнес-процессы специалистам, занятым в бизнесе и в ИТ-секторе?

Фактически для каждого стандартный процесс является стартовой чертой — отправной точкой в создании новых процессов. Проектирование одних диаграмм организации процессов очень часто осуществляется на основе других таких диаграмм.

Кроме того, упрощается процедура товарного производства. В компании, как правило, имеется достаточно много процессов, которые не дают никаких конкурентных преимуществ. Их модернизация оказывает самое непосредственное воздействие на показатели оборота и прибыли. Здесь тоже присутствуют элементы стандартизации. Предполагается, что за любым пакетом прикладных программ лежат определенные бизнес-процессы.

Какие революционные изменения произойдут в случае, если стандартные процессы будут приняты на вооружение в широком масштабе?

Томас Давенпорт: «Поскольку ИТ отводится определяющая роль в деле внедрения стандартов в бизнес-процессы, я рекомендовал бы обратить внимание на модели ITIL, CMM и другие стандарты повышения эффективности, которые, возможно, имеет смысл использовать на вашем предприятии»

Со временем идея аутсорсинга бизнес-процессов станет популярной, хотя сейчас я не вижу реальных предпосылок для заключения договоров с внешними поставщиками услуг. Конечно, можно возложить на стороннюю компанию пересылку счетов поставщику услуг, но на практике невозможно оценить эффективность его деятельности — здесь нет никаких объективных показателей, если не считать степень блеска туфель консультанта. Более того, аутсорсинг зачастую приводит лишь к увеличению затрат.

Когда вы совершенно уверены в том, что кто-то может выполнить ту или иную работу лучше вас, возникает желание оставить себе ограниченный круг основополагающих задач, передав другим все остальное. Процесс разделения функций компании на основные и вспомогательные может заметно ускориться в случае стандартизации процессов.

И вы полагаете, что мы уже приходим к этому?

В мире есть немало таких мест, как, например, Индия, с изобилием дешевых ресурсов разного рода, а популярная ныне модель зрелости процессов (Capability Maturity Model, CMM) предполагает, что «стоящие перед компанией задачи не менее эффективно может решать и кто-то другой. Если же окажется, что качество страдает, соответствующие функции имеет смысл вернуть себе». Конечно, модель CMM не является образцом совершенства, но она позволяет добиваться вполне приличных результатов. Благодаря ей люди все чаще доверяют решение определенных задач незнакомым поставщикам услуг, но так происходит далеко не со всеми бизнес-процессами.

Вы коснулись модели CMM. В чем, на ваш взгляд, секрет ее успеха?

Правительство уже очень многое сделало в данной области. Для развития соответствующих стандартов нужно либо добиваться консенсуса в достаточно большой группе людей, либо заручиться согласием некоего могучего монстра взять на себя решение конкретных задач. При использовании модели CMM правительство ставит условие: «Тот, кто собирается писать код для нас, должен соответствовать уровню 3». В результате, как у нас, так и в других странах мира появляется целая когорта системных интеграторов, обладающих определенным и одинаковым уровнем квалификации.

Еще одной причиной является простота. Когда люди пытаются разрабатывать стандарты, они зачастую выбирают весьма сложный путь. А простота предложенной классификации, начиная от первого и заканчивая пятым уровнем, выглядит очень привлекательно. Не последнюю роль играет и наличие специализированных сообществ (к примеру, Software Engineering Institute при Университете Карнеги-Меллона), помогающих внедрять модель CMM. Таким образом, ее поддержкой занимаются целые общественные движения.

Некоторые стандарты — в частности, стандарты ISO в производстве — зародились еще в 40-е годы. Почему, на ваш взгляд, прошло столько десятилетий, прежде чем масса желающих использовать их достигла критического уровня?

В мире сейчас имеется множество поставщиков услуг, которые способны помочь вам сэкономить немалые деньги, поэтому потребность в стандартах растет. Компании сегодня гораздо чаще, чем прежде, обмениваются информацией, представленной в электронном виде, а появление стандарта XML существенно упростило этот процесс.

И все-таки как скоро это произойдет?

Все думают о революции, но события развиваются эволюционным путем, потому что согласование требует времени. Тенденция медленного перехода к стандартизации процессов объясняется вполне естественно, поскольку компаниям требуется поддерживать конкурентоспособность своих процессов на высоком уровне, и они придерживаются старого подхода до тех пор, пока клиенты и поставщики не вынудят их обратиться к стандартам. В некоторых областях это происходит быстрее, в некоторых — медленнее. В цепочках поставок уже сегодня заметны очень серьезные изменения. Сторонники CMM действительно обладают мощным оружием. Кроме того, я слышал, что в прошлом году около 20 организаций перешли на использование модели ITIL, которая служит для описания процессов в сфере ИТ.

Если следовало бы сделать в первую очередь директору информационной службы?

Поскольку ИТ отводится определяющая роль в деле внедрения стандартов в бизнес-процессы, я рекомендовал бы обратить внимание на модели ITIL, CMM и другие стандарты повышения эффективности, которые, возможно, имеет смысл использовать на вашем предприятии. Учитывая, что многие системы связаны с областями, где уже имеются хорошо проработанные стандарты процессов, например, SCOR (Supply-Chain Operations Reference Model) и ISO 9000, вам нужно знать, как они соотносятся с вашими процессами и какого рода взаимоотношения следует поддерживать с поставщиками программного обеспечения. Существуют ли в отрасли стандарты ведения хозяйственной деятельности? Если нет, может быть, стоит приступить к разработке чего-то подобного? Сегодня перед директором информационной службы стоит очень широкий круг вопросов, о решении которых ему необходимо позаботиться.