«Сети»

GSM-операторы сотовой связи уделяют все больше внимания дополнительным услугам

Пережив «головокружение от успехов», отечественный рынок сотовой связи вернулся к размышлениям о путях дальнейшего развития. Аналитики прогнозируют: уже в следующем году темпы прироста абонентской базы значительно снизятся, и к концу 2007 года уровень проникновения мобильной связи в нашей стране достигнет предельного значения. О том, каким образом эти тенденции повлияют на дальнейшее развитие рынка, говорили на конференции GSM Russia 2005.

Повысить доходы

По данным, приведенным Кестером Манном, ведущим аналитиком Informa Telecoms & Media, к концу 2005 года абонентская база сотовых операторов России будет насчитывать около 100 млн. человек. Сегодня этот показатель находится на уровне 90 млн., благодаря чему наша страна занимает четвертое место в мире (первые три принадлежат Китаю, США и Японии). Манн считает, что сейчас достаточно высокие темпы прироста абонентов в России сохраняются благодаря региональной экспансии, осуществляемой операторами. Кроме того, некоторые абоненты имеют две и более SIM-карт. Аналитики уверены, что увеличение объема рынка за счет региональных пользователей, «мертвых душ» и малоприбыльных контрактов не будет длиться более двух лет. И рост будет иметь скорее количественное, чем качественное выражение, что со временем приведет к усилению тенденции снижения показателя доходности в пересчете на одного абонента (ARPU), который во многих регионах не превышает 20 долл.

В этой ситуации особую актуальность приобретает предоставление дополнительных услуг. Карл Йоханнессон, глава J?Son and Partners, считает, что массовое внедрение дополнительных сервисов способно «поднять» уровень ARPU до 50 долл. К примеру, подписчики «ВымпелКома» отправляют примерно 300-350 млн. SMS-сообщений в квартал. Особые надежды игроков рынка связаны с развитием сервисов MMS. Кроме того, сегодня в портфеле каждого ведущего оператора присутствуют услуги по выходу в Internet на базе GPRS и различные развлекательные предложения. По оценкам аналитиков, на долю подобных услуг сегодня приходится от 16 до 21% общих доходов операторов «большой тройки».

«МегаФон» развивает услуги развлекательного характера, а также предложения, связанные с определением местонахождения абонентов. Кроме того, в начале 2005 года этот оператор открыл для своих пользователей доступ в тестовом режиме к скоростной передаче данных посредством EDGE. По мнению Алексея Ничипоренко, первого заместителя генерального директора «МегаФон», с началом предоставления услуг по доступу в Internet на базе этой технологии должна частично решиться проблема неудовлетворительного качества передачи данных. А с увеличением скорости доставки контента с 40-50 Кбит/с (GPRS) до 200 Кбит/с (EDGE) возрастет и пользовательский интерес к мультимедийным предложениям оператора.

«ВымпелКом» развивает услуги на базе GPRS, предлагает воспользоваться технологией Push-to-Talk, планирует в ближайшее время предоставить своим абонентам доступ к технологии EDGE.

Что касается МТС, то она сделала шаги в область развлечений лишь весной этого года. Сначала компания объявила о запуске сервисов, основанных на технологиях определения местоположения пользователей мобильных телефонов. Затем на выставке «Связь-Экспокомм 2005» МТС сообщила о подписании контракта с NEC на поставку платформы и мобильных терминалов для сервиса i-mode, при помощи которого абоненты оператора получат доступ к мультимедийному контенту, а также смогут работать с электронной почтой. На этот проект, который официально стартует в сентябре, компания возлагает большие надежды: ее руководство уверено, что при помощи новых предложений удастся остановить снижение ARPU и отток абонентов.

Все операторы «большой тройки» рассчитывают в следующем году увеличить долю услуг в бизнесе. Единственным препятствием, по мнению Николая Прянишникова, исполнительного вице-президента компании «ВымпелКом», является невозможность предоставлять пользователям высокоскоростной доступ в Internet. Ведь на деле даже технология EDGE не всегда способна преодолеть барьер в 120 Кбит/с.

Очевидно, что наилучшим подспорьем для внедрения «ресурсоемких» услуг станет запуск сетей 3G. Однако внедрение технологий нового поколения в России постоянно откладывается, а потому и будущее рынка неголосовых сервисов, несмотря на оптимистичные прогнозы аналитиков, представляется весьма туманным.

Объединить сети и сервисы

Большое внимание участники конференции также уделили теме конвергенции сетей и услуг. Единые платформы необходимы для дальнейшего развития рынка сотовой связи. Пока тенденция объединения различных сетей и сервисов наиболее заметна в области биллинга. Здесь в качестве примера Игорь Столяров, вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию МТС, привел проект «Единая точка доступа», инициированный компанией «Система Телеком». В рамках этой инициативы будет создана единая расчетно-сервисная платформа для оплаты услуг нескольких компаний: МТС, «Скайлинк», «Комстар — Объединенные Телесистемы» и «МТУ-Интел», включая фиксированную, мобильную связь и доступ в Internet.

С российскими специалистами согласны и зарубежные коллеги. Так, Пол Глизон, управляющий директор LogicaCMG, заявил, что «будущее принадлежит конвергентным решениям». Его компания уже сейчас готова предоставить рынку набор решений такого класса. В их числе — разработки для создания визуального почтового ящика, платформы для передачи прямых голосовых сообщений (нечто среднее между MMS и голосовой почтой), инструментарий для хранения адресных книг абонентов в Сети. Глизон считает, что операторы сегодня должны использовать любую возможность, чтобы создать на базе своего бизнеса виртуальный магазин по продаже разнообразных услуг.