Служба новостей IDG, Бостон

По мнению аналитиков, весьма вероятно, что появившиеся в последнее время на потребительском рынке мобильные роботы изготавливаются с использованием технологий, созданных для военных

Разработка мобильных роботов военного назначения была санкционирована Конгрессом США. К 2015 году по крайней мере треть всех военных механизмов будет работать автономно. По словам аналитика компании Strategy Analytics Нины Бак, соответствующие технологии открывают самые широкие возможности перед производителями бытовой электроники и хозяйственных приспособлений.

«Начинать нужно с недорогой техники, — отметила Бак. — Хорошим примером этого является пылесос Irobot».

Технологии, разработанные в результате исследований военной направленности, перед тем как попасть на потребительский рынок, как правило, какое-то время предлагаются бизнес-сектору. В качестве примеров можно привести батареи с увеличенным сроком службы и мобильную телефонию стандарта CDMA.

«Прежде чем технология окажется на потребительском рынке, проходит в среднем около двух десятилетий», — считает Бак.

Уникальные высокотехнологичные приложения военного назначения в конечном итоге превращаются в коммерческие стандарты и попадают в бизнес-сектор. В дальнейшем все больше компаний берет на вооружение готовую технологию. В конце концов цены падают настолько, что технология становится доступной для потребительского рынка. Компания iRobot, к примеру, имеет в своем составе подразделение, выпускающее продукцию военного назначения, а также группу, специализирующуюся на бытовой технике. Робот-пылесос Roomba, в частности, продан уже в количестве 1,2 млн. экземпляров.

Шведский производитель бытовой техники, компания Electrolux в 2001 году первой предложила рынку маленький робот-пылесос Trilobite. Правда, особым спросом он тогда не пользовался.

«Цена была совершенно нереальной, а маркетинг продукции подобного рода делал лишь первые шаги», — пояснила Бак.

Первый вариант пылесоса iRobot, появившийся в 2002 году, не отличался таким техническим совершенством, как Trilobite, но зато стоил куда дешевле. В рекламном ролике, прокрученном по телевизору, была показана семья, не обращавшая никакого внимания на пылесос, который самостоятельно ездил по дому, выполняя порученную ему работу. «Одно лишь слово ?робот? уже отпугивает людей», — заметила Бак, отдающая предпочтение термину «мобильное устройство».

«Когда я произносила слово ?робот?, представители организаций, выпускающих бытовую электронику, товары хозяйственного назначения и программные продукты, обычно заявляли, что не занимаются этим», — пояснила она.

В компании Vecna Technologies высоко оценивают перспективы роботов гражданского назначения. По заказу Пентагона ее инженерами был создан робот Bear, помогавший вытаскивать раненых с поля боя.

«Я абсолютно уверен в том, что военные роботы найдут свое место на потребительском рынке», — заявил Джонатан Кляйн, директор подразделения Vecna, занимающегося созданием роботизированной техники.

«Пожилым людям сейчас все чаще не хватает заботы, и модернизированные варианты Bear наверняка найдут применение для людей с ограниченными способностями к передвижению», — добавил он.

По словам директора центра автоматизации поисково-спасательных работ университета Южной Флориды Робина Мерфи, роботы помогали людям в поиске уцелевших и извлекали тела погибших после атаки на Всемирный торговый центр, совершенной 11 сентября 2001 года. Правда, исходя из своего опыта, Мерфи считает, что военные роботы далеко не всегда могут найти гражданское применение.

«Наши поисково-спасательные роботы специально предназначены для работы в условиях недостаточной видимости и повышенной опасности, — пояснил он. — Но если на подготовку оператора в армии уходит год, то на его обучение в пожарной службе или полиции отводится лишь от 40 до 80 часов. Поэтому наши разработки подойдут далеко не всем».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями