«Открытые системы»

В этом году ежегодная европейская конференция Momentum 2005 проводилась в Барселоне. Основными обсуждаемыми темами здесь, с одной стороны, была интеграция собственных технологий Documentum с технологиями EMC, с другой — новая версия платформы Documentum 5.3. Естественно, что первая тема доминировала по значимости, а вторая по содержанию, по численности сделанных докладов, по интересам участников конференции

Компания Documentum — одно из трех автономных подразделений EMC наряду с другими относительно недавними приобретениями корпорации, Legato и VMware. В корпорации она сохранила свою административную и финансовую независимость. Однако вместе с остальными частями EMC выстраивает единую техническую политику, которая отражает основные тенденции последних нескольких лет.

Общая стратегия корпорации EMC в области ECM складывается из трех направлений: управление инфраструктурой хранения данных; управление жизненным циклом информации; управление сервисами информационной инфраструктуры. Эта стратегия была предложена участникам конференции в изложении президента Documentum Дэвида ДеВолта

Краеугольным камнем этой политики служит представление о том, что в области хранения и обработки корпоративных данных происходит смещение центра тяжести от структурированных данных к неструктурированным. В отличие от близкого прошлого, когда все внимание было сосредоточено на транзакционных системах и классических структурированных данных, в нынешних условиях наиболее перспективными и востребованными становятся системы хранения и управления, ориентированные на неструктурированные данные, производимые во все большем объеме. Поэтому в качестве конечной стратегической цели EMC намечено создание развитых систем управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM) и управления информационными ресурсами предприятия (Enterprise Content Management, ECM), обеспечивающих управление неструктурированными данными.

Такое двойственное автономно-подчиненное положение Documentum нашло свое отражение в событиях, происходивших на двенадцатой по счету ежегодной европейской конференции Momentum 2005. В этом году конференция проводилась в Барселоне. Основными обсуждаемыми темами здесь, с одной стороны, была интеграция собственных технологий Documentum с технологиями EMC, с другой — новая версия платформы Documentum 5.3. Естественно, что первая тема доминировала по значимости, а вторая по содержанию, по численности сделанных докладов, по интересам участников конференции.

Как обычно Momentum 2005 собрала немногим больше тысячи представителей пользователей продуктов Documentum и разработчиков решений на основе этой платформы. (Одна из них — VDI — имеет российское происхождение от известной компании «Весть», штат VDI полностью состоит из наших соотечественников, ее штаб-квартира расположена в Москве.)

Стратегия ECM корпорации EMC

Под средствами управления информационными ресурсами в Documentum понимают такую категорию программного обеспечения, которая позволяет осуществлять управление неструктурированными данными, образующими, как это принято теперь говорить, «контент предприятия». Они могут существовать в самых различных формах — это текстовые документы, инженерная графика и чертежи, XML-файлы, аудио- и видеофайлы, медицинские документы и многое другое. Система ECM объединяет неструктурированные данные со вспомогательными, что дает возможность более эффективно искать и извлекать нужные документы. Кроме того, ECM служит для различного рода процессов просмотра, изменения, утверждения и других операций над любой частью контента в соответствии с определенными пользователями бизнес-правилами. В совокупности эти функции называют workflow (потоком работ) или управлением жизненным циклом данных. Есть также возможность устанавливать взаимосвязь между фрагментами данных, создавая своего рода объектную модель управления информационными ресурсами. Вместе с тем, ECM позволяет публиковать контент, используя для этого различные каналы, один и тот же фрагмент данных может быть передан по факсу, выведен на сайт, напечатан в форме текстового документа, передан по электронной почте и т. д.

Резюмируя, можно сказать, что ECM является объединением таких отдельных приложений, как управление корпоративными документами, управление Web-контентом, управление цифровыми активами и многих других.

Общая стратегия корпорации EMC в области ECM складывается из трех направлений: управление инфраструктурой хранения данных; управление жизненным циклом информации; управление сервисами информационной инфраструктуры.

Эта стратегия была предложена участникам конференции в изложении президента Documentum Дэвида ДеВолта. Несколько неожиданным в его докладе было то, что в основе стратегии лежит ориентированная на сервисы архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA), консолидирующая все составляющие. К тому же было упомянуто управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). Сегодня уже сложилось определенное представление о том, что это такое, и данное представление не вполне укладывается в управление контентом. Действительно, не следует думать, что в Барселоне речь шла о ставшем привычным видении SOA, в форме сервисов, поддерживаемых стандартами SOAP, UDDI, WSDL и другими, да и BPM в представлении Documentum не имеет ничего общего с нотацией бизнес-процессов BPMN и языком описания бизнес-процессов BPEL, к которым привлечено внимание всех остальных вендоров. И сервисы, и менеджмент построены в данном случае на обмене документами между людьми, реализующими бизнес, то есть моделирование и работа в соответствии с формализованной моделью, а данном случае не предполагается. Функционал системы управления остается в умах людей, осуществляющих управление, а смысл применения компьютеров заключается в облегчении работы с необходимым для этого контентом.

SOA в интерпретации Documentum — это пятиуровневая модель, если идти от нижнего уровня к верхнему, то она может быть представлена следующим образом. Нижний уровень образуют сервисы, обеспечивающие виртуализацию систем хранения, среди них оптимизация использования дискового пространства, восстановление при отказах и другие технические службы. На втором снизу уровне расположены сервисы, управляющие сетями хранения, включая резервное копирование, репликацию данных и тому подобное. Основным является третий уровень, который предоставляет сервисы репозитария, где собственно и хранятся неструктурированные данные, это именно то, чем всегда занималась Documentum, то есть создание хранилища документов на базе реляционных СУБД. Сюда входят сохранение данных, аудит безопасности, обеспечение поиска и установление отношений между хранимыми документами. Уровнем выше находятся сервисы, предназначенные для управления контетом. Самый верхний уровень — управление работами, в том смысле, который вкладывает в этот термин Documentum.

Два нижних уровня реализуются техническими средствами, поставляемыми EMC и родственными компаниями, три верхних уровня этой инфраструктуры базируются на технологиях, разрабатываемых компанией Documentum. Программный продукт Documentum, в котором реализованы сервисы в предложенной на конференции версии 5.3, представляет собой единую архитектуру, объединяющую весь корпоративный контент, то есть всех пользователей корпоративного контента и все процессы, происходящие в рамках корпоративного контента.

Сервисы процессов обеспечивают «коллаборативную функциональность» управления бизнес-процессами (collaborative BPM), это сервисы, предоставляемые пользователям и позволяющие им оперативно принимать управляющие решения и воздействия. Они предоставляют доступ к сервисам контента и дают возможность персоналу работать с данными. Кроме того, имеется функция для включения новых приложений. Особенностью сервисов процессоров является то, что они поддерживают «совместное действие, стимулированное внешними событиями» (Event-triggered collaboration).

Сервисы контента делают доступнее информацию, хранимую в репозитарии. Их три типа. Сервисы интеграции и поиска информации (Enterprise Content Integration Services) имеют доступ не только к собственному репозитарию, но в качестве источника используют такие приложения как SAP, LexisNeis, Lotus Notes и другие. Трансформационные сервисы (Documentum Content Transformation Services) предназначены для визуализации и анализа информации. Сервисы оперирования средствами клиента Microsoft Outlook позволяют применять привычный пользователям интерфейс, что снижает время обучения персонала.

Отдельно был представлен продукт eRoom для групповой работы с информацией в режиме реального времени. Он аналогичен Lotus QuickPlaces и Microsoft SharePoint Portal Server and Team Service, но в большей степени интегрирован с программным обеспечением Doсumentum 5.3. До этого была попытка внедрения собственного продукта аналогичного назначения iTeam на платформе Documentum 4i и позже — Team Manager, включенного в Documentum 5. Теперь возможности iTeam интегрированы в eRoom. Прежде eRoom использовал только Microsoft SQL Server, а теперь, как и Documentum, способен работать на СУБД Oracle. В новой версии он поддерживает язык Java, являющийся одним из ключевых элементов архитектуры Documentum 5.3.


Родословная Documentum

История компании и ее продуктов достаточно необычна. В значительной мере именно благодаря специфической технологической истории этому вхождение Documentum в федерацию, созданную вокруг EMC, сложилось вполне естественно. На протяжении пятнадцати лет своего существования Documentum оставалась приверженной курсу, избранному ее основателями — Говардом Шао и Джоном Ньютоном. Первый из них сохранил верность компании и ныне пребывает на должностях старшего вице-президента и технического руководителя. Ньютон давно ушел из Documentum, сменив ряд позиций в других компаниях, в настоящее время занимает один из руководящих постов в компании Activiti.

Идею, которой руководствовались Шао и Ньютон при создании Documentum, нельзя назвать совершенно оригинальной. Пятнадцать-двадцать лет назад, особенно с появлением операционной системы Windows, у многих, в том числе и разработчиков в СССР, возникало желание создать некоторую надстройку над файловой системой и, используя ту или иную СУБД, сделать более естественную систему хранения документов и более удобную среду для оперирования ими. Не у всех были достаточные научные и финансовые предпосылки, а вот основателям Documentum повезло.

Становление компании состоялось под эгидой венчурного фонда корпорации Xerox, которая в течение нескольких десятилетий играла роль своеобразного инкубатора компаний-«стартапов». В ту пору Xerox имела собственную систему для работы с документами — Express, которая хотя и обладала немалыми возможностями, но была недостаточно адаптирована к нуждам пользователей. Это собственное классическое специализированное решение, основанное на видении проблемы глазами разработчиков, но не учитывавшее, например, существование других средств для автоматизации документооборота, которыми располагали пользователи и необходимость интеграции с ними.

Увидев эту слабость, Шао и Ньютон, в отличие от многих, пристально изучив практические потребности конечных пользователей, стали строить систему, изначально адаптированную к пользовательским запросам. (Здесь уместна некоторая аналогия между Unix и Windows: одна операционная система создавалась профессионалами и для профессионалов, другая — для конечных пользователей.) Успеху создателей Documentum способствовала их высокая квалификация: будучи выпускниками самых престижных учебных заведений, Массачусетского технологического института и Калифорнийского университета в Беркли, они под руководством знаменитого Майкла Стоунбрейкера участвовали в разработке одной из первых в мире коммерческих СУБД — Ingres.

Принятое решение оказалось правильным, в итоге Documentum вместе с компаниями Open Text, EMC, IBM, Filenet, Vignette, Stellent и Interwoven вышла в число лидеров направления, получившего название Enterprise Content Management. Кстати, схожесть аббревиатуры ECM с именем компании EMC неоднократно обыгрывалась на Momentum 2005.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями