DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия

Тайваньская ИТ-индустрия примеряет новый имидж — пока преимущественно на словах

Computex для Тайваня — событие уникальное. Благодаря своему особому положению в ИТ-индустрии, раз в году остров получает возможность не просто напомнить миру о своем существовании, но продемонстрировать себя, что называется, во всей красе. Для Тайваня это очень важно — здесь практически не проводится значимых мероприятий подлинно международного масштаба. И дело тут не только в политике, хотя она, безусловно, играет свою негативную роль.

При современном уровне коммерциализации всего и вся у Тайваня, невзирая на все свои внешнеэкономические успехи, совсем немного шансов привлечь к себе внимание мировой общественности (если, конечно, не считать регулярной пикировки с континентальным Китаем по вопросу о независимости и периодических катаклизмов природного характера). Здесь привыкли бережно относиться к деньгам и потому навряд ли позволят себе раскошелиться по примеру, скажем, Бахрейна на проведение «Гран-при» гонок «Формулы-1». С точки зрения бизнеса остров с 20-миллионным населением, имеющим неплохие по азиатским меркам доходы, конечно, представляет некий интерес, но не такой, чтобы завозить сюда, например, престижный международный кинофестиваль или по-настоящему крупную автомобильную выставку. И даже недавнее открытие небоскреба Taipei 101 (по некоторым критериям — самое высокое здание в мире) вызвало куда меньший международный резонанс, чем здесь поначалу ожидали.

Тайвань нечасто посещают видные деятели политики, культуры и искусства, и потому приезд любой мало-мальски значимой голливудской знаменитости в рамках мирового турне по раскручиванию очередного блокбастера неизменно оказывается в центре внимания местных газет, радио и телеканалов. А уж стоит заезжей звезде, сойдя по трапу самолета в аэропорту имени Чан Кайши, произнести сакраментальное I love Taiwan, будьте уверены, журналисты эту фразу тут же подхватят и разнесут по всему острову, дабы каждый его житель получил возможность порадоваться (пользуются они этой возможностью или нет — это уже отдельный вопрос).

С Computex все совсем по-другому. За четверть века своего существования выставка прошла примерно такой же путь, как и вся тайваньская ИТ-индустрия, превратившись из скромного мероприятия локального значения в действительно крупный ежегодный смотр достижений электронной отрасли (второй по масштабам после CeBIT в немецком Ганновере), во многом определяющий тенденции и направления ее развития.

В 2003 году Computex пришлось выдержать испытание эпидемией атипичной пневмонии. Многие тогда сомневались, нужно ли вообще проводить выставку. Организаторы решили, что нужно, и не ошиблись. Несмотря на перенос сроков проведения Computex на вторую половину сентября, выставка вновь собрала рекордное количество участников и посетителей. В 2004 году оба этих показателя опять выросли, и это уже не расценивалось как сюрприз. В нынешнем году, правда, увеличилась только аудитория Computex, превысив, согласно данным организаторов, отметку в 129 тыс. человек, а вот количество экспонентов уменьшилось до 1288.

Сегодня уже никого не удивляет, что ведущие компании полупроводниковой индустрии, такие как, например, Intel, AMD и National Semiconductor, считают необходимым не просто принимать участие в Computex, но и демонстрировать в Тайбэе свои новейшие разработки. В этом году Intel и AMD вдвоем создали главную интригу выставки — противостояние двухъядерных процессоров Pentium D и Athlon 64 X2.

Вячеслав Соболев — редактор тайваньского онлайн-издания DigiTimes.com, освещающего события и тенденции ИТ-индустрии в странах Юго-Восточной Азии

Свои продукты и стратегические планы в дни Computex в Тайбэе презентовали многие лидеры ИТ-индустрии, в частности, американские компании nVidia и Broadcom, канадская ATI Technologies, немецкая Infineon Technologies, японские Toshiba, Fujitsu, Elpida, Hitachi Global Storage Technologies и Renesas. Все это, конечно, свидетельствует в пользу того, что выставка носит действительно глобальный характер, но обращают на себя внимание и другие факты. К примеру, среди почти двух десятков корейских компаний, принявших участие в Computex в этом году, вновь не оказалось гигантов — Samsung и LG. По-прежнему не проявляют особого интереса к участию в выставке и многие известные японские корпорации, такие как Sony, Matsushita, Canon, Seiko Epson и др.

Экспозиция Computex в ее нынешнем виде практически не оставляет сомнений — это по-прежнему в первую очередь выставка комплектующих для ПК, и выйти за рамки этого имиджа будет очень непросто. Остальное «компьютерное железо» — дисплейные технологии, электронные компоненты, сканеры, цифровые камеры, системы хранения данных, серверные решения, телекоммуникационное оборудование и даже ноутбуки — играет на Computex, может быть, и не третьестепенную роль, но находится как бы немного в тени. Применительно ко всем перечисленным категориям аппаратного обеспечения, скажем так, репрезентативность индустриальной выборки оставляет желать лучшего, и возможностей как-то повлиять на эту ситуацию у организаторов немного.

О программном обеспечении в данном контексте говорить пока не приходится. Конечно, присутствие Microsoft придает Computex дополнительный вес, но индустрия программного обеспечения, по счастью, все еще состоит не из одной только редмондской корпорации.

Показательна ситуация с ноутбуками. Тайваньским корпорациям, как известно, принадлежит около 70% их мирового производства, но при этом многие из них вовсе не стремятся к тому, чтобы красоваться на Computex. В этом году выставку практически проигнорировали такие компании, как Quanta, Compal, Inventec, Wistron и Twinhead — многолюдным холлам Тайбэйского центра международной торговли все они предпочли собственные штаб-квартиры или гостиничные номера Grand Hyatt, наскоро переоборудованные для ведения переговоров и демонстрации продуктов. Без них ноутбучная экспозиция самой выставки в результате выглядела не то, чтобы осиротевшей, но явно неполной и не совсем логичной. Наряду с Acer и BenQ, в ней доминировал хорошо всем известный квартет ведущих производителей материнских плат: не случайно обе ноутбучные награды Best Choice of Computex в этом году достались ASUSTeK и Gigabyte.

Взятый тайваньской ИТ-индустрией при поддержке властей острова курс на популяризацию собственных брэндов таит в себе немало опасностей и подводных камней. Первая и наиболее очевидная проблема — брэнд подразумевает не только определенный уровень качества продукции, но и определенный уровень сервиса. Применительно к ИТ-продукции под тайваньскими брэндами о полноценном сервисе пока говорить трудно, хотя, конечно, есть и отдельные положительные примеры (в первую очередь — Acer). На Тайване прекрасно понимают, что сервисная поддержка брэнда требует кропотливой работы и немалых инвестиций — совместное прочтение спецификаций и заглядывание в глаза заказчикам тут не помогут. Но, несмотря на это, разговоров о брэндах по-прежнему больше, чем реальных действий по их укреплению — крупные компании опасаются конкурировать со своими OEM-заказчиками (еще одна проблема), а у мелких просто нет ресурсов.

Между тем амбициозные планы организаторов Computex свидетельствуют о том, что на достигнутом они останавливаться не собираются. Логика проста: если второе место в рейтинге крупнейших ИТ-выставок мира далось Computex практически без боя из-за проблем с организацией Comdex/Fall в американском Лас-Вегасе, то почему бы теперь не замахнуться на большее? В 2007 году в Тайбэе должно завершиться строительство нового выставочного центра. К тому времени на Тайване, скорее всего, появится немало новых брэндов, и станет понятнее, насколько обоснованны нынешние претензии тайваньской ИТ-индустрии.