Borland постарается, чтобы в Санкт-Петербурге не было как в Кремниевой Долине

Президент и генеральный директор корпорации Borland Дейл Фуллер привез в Петербург чек на 100 тыс. долл., который через чемпионов мира по программированию 2004 года торжественно передал их родному вузу — Санкт-Петербургскому государственному университету информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО). В качестве ответного шага научный совет университета присвоил Фуллеру звание почетного доктора. Соответствующие церемонии стали символом начинающегося долгосрочного сотрудничества вуза и корпорации.

Грант выделен на первый год работы научно-исследовательской лаборатории в области технологии программирования, которая будет создана на базе СПбГУ ИТМО. В этой лаборатории (скорее всего, с начала следующего учебного года) будут проходить интенсивную подготовку примерно 25 студентов, имеющие заметные способности в области теоретической информатики и программирования. Фуллер пообещал, что переданный чек — это только первый и небольшой вклад Borland, осуществленный в рамках предполагаемого стратегического сотрудничества с университетом, корпорация помимо лаборатории планирует открыть в Петербурге «Академию программирования Борланд».

Дополнительная нагрузка

Академия создается также на базе СПбГУ ИТМО, но половину мест в ней предполагается отдать представителям других ведущих петербургских вузов. Кроме того, новое учебное подразделение откроет двери примерно для 150 школьников лучших физико-математических лицеев Петербурга. По вечерам они будут заниматься изучением технологий программирования, что поможет им подготовиться к поступлению в лучшие вузы. Borland в лице своего петербургского филиала уже имеет опыт сотрудничества с тремя специализированными школами Петербурга.

Предполагается, что в академию будут набираться школьники восьмых или девятых классов, однако десятиклассники туда тоже могут попасть. Критерии отбора пока точно не определены. Таким образом, Borland стремится к тому, чтобы ученики еще до окончания школы получили начальную профессиональную подготовку и выбрали для себя профессию программиста. В настоящее время в российских средних школах информатика как профилирующий предмет не преподается. И этот недостаток корпорация собирается восполнить тем, что открывает академию для школьников, а также передает физико-математическим лицеям собственные лицензионные программные продукты.

Курсы ни для школьников, ни для студентов еще не готовы. Для их создания Borland предполагает выделить по конкурсу дополнительные гранты. Пока известно лишь то, что у студентов, которые после лекций в своих родных вузах будут посещать академию, к основной нагрузке добавится еще 250 академических часов в год.

С прицелом на далекое будущее

С началом работы академии будет создана вертикаль школа—университет—производство, которая позволит готовить высококлассных программистов. Научно-исследовательская лаборатория также вписывается в эту вертикаль. Выделенные для нее 100 тыс. пойдут в основном на оплату четырех-пяти профессоров, которые будут заниматься с небольшой группы студентов, склонных к научной деятельности. Поощрение таких студентов также предполагается, если будут какие-то результаты их работы.

Костяк научных руководителей для лаборатории составят нынешние преподаватели СПбГУ ИТМО. Однако в ее работе, как и в работе академии, примут участие также ведущие специалисты петербургского филиала корпорации Borland. Планируется, что из десяти студентов, прошедших занятия в лаборатории, семь станут программистами, а три — преподавателями.

Образование союза университета, прославившегося выступлениями его студентов на чемпионатах мира по программированию последних лет, и компании, которая занимается наиболее элитарной областью разработки ПО (создает «программы для программистов»), во многом определяется тенденциями не только на петербургском, но и на мировом рынке.

«В настоящее время у нашего филиала проблем с набором специалистов нет. Если корпорация ставит новую задачу, под решение которой необходимо расширить штат программистов, то, как правило, новые сотрудники появляются в ее петербургском подразделении», — заверил руководитель санкт-петербургского филиала корпорации Borland Андрей Иванов. Однако, по его словам, руководство Borland думает о том, что будет через пять—десять лет. В связи с этим некоторые тенденции вызывают тревогу: Петербург порой называют «Кремниевой Долиной», поскольку в городе есть центры разработки крупнейших ИТ-компаний мира. И некоторые проблемы, которые одно время были характерны для настоящей Кремниевой Долины, по мнению Иванова, уже проявляются. Прежде всего, нехватка кадров привела к тому, что у петербургских разработчиков пропадают стимулы для профессионального роста и самосовершенствования. «Сотрудники, которым еще учиться и учиться, начинают сразу с 500 долл., а потом обеспечивают себе рост зарплаты просто переходом из одной компании в другую, — посетовал Иванов. — Мы благодаря создаваемой системе подготовки кадров не должны допускать кризиса».

Только сложные задачи

По словам Фуллера, в настоящее время на петербургский филиал приходится примерно 30% разработчиков корпорации (пару лет назад было 10%). Сегодня в филиале работает около 120 программистов и еще 15 инженеров, которые относятся к петербургскому подразделению, работают в Праге. В перспективе рост в процентном выражении прекратится. Он продолжится лишь в абсолютных величинах. Согласно оптимистическому прогнозу Borland, штат разработчиков в корпорации достигнет за ближайший десяток лет 1-1,5 тыс. человек.

Парфенов со своей стороны выразил надежду, что Петербург не только не станет заимствовать проблемы Кремниевой Долины, но и не будет похож на европейский город — в области разработки программного обеспечения. По его мнению, Западная Европа еще в начале 90-х годов упустила шанс занять заметное место в мировой компьютерной индустрии, поскольку не использовала огромный потенциал в области точных наук ученых из России и стран бывшего СССР. И Старый Свет, по его мнению, окончательно «сойдет с мировой сцены», работая только на внутренний рынок.

«На международном рынке борьба может быть продолжена только американскими корпорациями и в основном в области создания новых технологических решений. Однако для этого им придется искать себе союзников. Поэтому Borland желает закрепиться в Петербурге. По сложным технологиям России и США еще можно будет конкурировать с быстро набирающим мощь Китаем», — полагает он.

Фуллер подтвердил, что Китай быстро заполняет пространство, которое ему предоставляют США, Индия и Россия. Эта страна в своем технологическом развитии перескакивает сразу несколько уровней. Например, в проводной телефонии она намного отставала, но приоритетом удачно выбрала беспроводную связь. Столь же агрессивно ведет себя Китай в области разработки программного обеспечения. «Если не ошибаюсь, в Китае открыто 30 новых университетов, которые ведут подготовку программистов. Но не все еще потеряно. Мы не просто так выбрали Петербург для своих вложений», — заключил глава Borland.