«Мир ПК»

Если оценивать успешность деятельности компании по росту оборота и увеличению стоимости брэнда, то одним из лидеров на ИТ-рынке станет южнокорейская компания Samsung

Успехи Samsung Electronics в последние годы очевидны. Переход с ОЕМ-бизнеса на выпуск продукции под собственной маркой компании удался. Грегори Ли, старший вице-президент отделения по глобальным маркетинговым операциям, отметил, что увеличение оборотов и стоимости брэнда не является самоцелью, но они растут, когда компании удается удовлетворять запросы потребителей. Китами, на которых держится стратегия Samsung, являются передовые технологии, дизайн и маркетинг.

Технологии

Самый большой плазменный дисплей в мире — 80 дюймов

Несмотря на то что Samsung имеет заводы и группы исследователей по всему миру, самые важные производства — ноутбуков, жестких дисков и принтеров — расположены в Корее. В Суоне — своеобразном технологическом парке близ Сеула — находится офис Samsung на 500 человек (сейчас здесь строится и новое здание на 700 человек) и несколько экспериментальных производств.

Здание для тестирования ноутбуков потрясает обилием оборудования. Проверяется решительно все: устойчивость к перепадам температур и влажности, тест на влияние вибрации и электрических разрядов, проводятся испытания на механическую надежность корпуса в целом, монитора, клавиатуры, есть даже имитация переноса ноутбука в сумке. Такое всестороннее исследование проводится для новых моделей перед тем, как их запустить в серию, иначе себестоимость ноутбуков оказалась бы слишком высокой — тесты занимают до четырех недель. Интересно, что практически все тесты выполняют автоматы, а вот USB-разъемы испытывают люди: автомат не может сымитировать небольшое дрожание руки при подключении к порту.

Дальше от Сеула, в городе Гуми (до него полтысячи километров, но для Кореи это недалеко — всего пара часов на скоростном поезде) расположены фабрики Samsung по производству принтеров, жестких дисков и беспроводных устройств. Принтеры, впрочем, собираются из готовых деталей, заказанных сторонним производителям (дизайн в Samsung разрабатывают самостоятельно). Самый интересный участок — производство плат для принтеров, которые Samsung изготавливает сама.

На линии почти нет рабочих. Даже на линии, где монтируются подвесные элементы, все делали автоматы, единственный сотрудник компании ставил разъем на плату: роботы могут справиться с установкой даже таких сложных элементов, как разъемы и выходы, а высокая стоимость труда заставляет производителей тратиться на автоматы. Рабочие же заняты только на тех участках, где пришлось бы применять совсем уж дорогое оборудование.

Производство жестких дисков разрешается смотреть только через стекло, так как производятся они в чистых комнатах с очень низким содержанием пыли. И опять процесс упрощен до предела: Samsung самостоятельно изготавливает только управляющую плату, а пластины, корпус и прочие элементы жесткого диска заказывает партнерам. Так что даже компании с широкой диверсификацией не имеют сейчас законченного вертикального производства.

Дизайн

Казалось бы, дизайн никакого отношения к информационным технологиям не имеет, однако удачная компоновка элементов в корпусе — залог стабильной работы устройства. К тому же высокая конкуренция позволяет пользователю выбирать, и часто критерием выбора становится внешний вид продукта. Примером удачной работы дизайнеров может служить выход Samsung на мировой рынок мобильных телефонов. Несмотря на то что ее устройства не стоили дешево (чего можно было бы ожидать от новичка на рынке), компания смогла доказать потребителям, что «раскладушками» пользоваться удобно, завоевав в 2003 году, как утверждают аналитики компании Strategy Analytics, второе место в мире по доходам от продаж сотовых телефонов. Работу по усовершенствованию внешнего вида фирменных продуктов ведут более 200 дизайнеров по всему миру.

Естественно, часто вопросы дизайна упираются в технологии, например при разработке тонких ноутбуков, так что в наши дни и дизайн — часть большого труда по созданию передовых ИТ-продуктов.

Маркетинг

Как подчеркивает Грегори Ли, Samsung старается делать вложения не в свою торговую марку, а в исследования и разработки. Разумеется, стратегии Premium Brand (если коротко, то ее задача — представить Samsung как производителя высокотехнологичной, но дорогой техники) невозможно следовать во всех секторах рынка. Так невозможно было бы завоевать свое место среди производителей принтеров иным способом, кроме как выпустить дешевую продукцию. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока компания не выпустит печатающие устройства всех уровней производительности (сейчас самые быстрые принтеры Samsung печатают 30 страниц в минуту, а у конкурентов для рабочих групп есть 50-страничные модели). На принтерном рынке основное внимание уделяется корпоративным клиентам, а фокус перенесен на цветные принтеры, так как продажи монохромных практически вышли на стационарный уровень. В Samsung решили не ограничиваться цветными лазерными принтерами и выпустили также сублимационные устройства для конечных пользователей. Последние позволяют печатать фотографии, а рынок печати фотографий считается очень перспективным.

Отсутствие струйных моделей Ли объяснил высокой ценой входа на этот рынок и практически неизбежным лицензированием технологий одного из традиционных производителей устройств данного типа (в Корее Samsung продает «струйники» под своим логотипом).

В традиционно сильном мониторном направлении, по мнению Ли, успех основан на особенной модели построения бизнеса. Формально Samsung обладает вертикальным производством, производя все компоненты для мониторов, от ЖК-матриц до микросхем. Однако коммерческий отдел дисплейного подразделения формально (и даже территориально) вынесен за пределы этого департамента. В результате при закупке комплектующих инженеры могут использовать любые комплектующие, имеющиеся на рынке, а производственный отдел может «подработать», продавая свои компоненты на сторону.

Получается, что все группы дисплейного подразделения постоянно конкурируют со сторонними компаниями. Впрочем, полной прозрачности производства для конкурентов не существует.

Скажем, сторонние фирмы могут купить у Samsung матрицы, которые она использует для своих самых быстрых мониторов с временем реакции 4 мс, но конкурентам не достанется специальная микросхема, благодаря которой, собственно, и достигается двукратное ускорение времени отклика по сравнению с текущим поколением мониторов.