Brother делает ставку на лазерные принтеры и МФУ для небольших рабочих групп

В конце мая Россию посетили топ-менеджеры японской компании Brother, широко известной в нашей стране на рынке швейных машин и несколько хуже — как производитель струйных и лазерных принтеров. Причины такого положения вещей понятны — принтеры Brother начала поставлять в нашу страну только в конце 2003 года, когда рынок уже был фактически сформирован.

Eшихиро Ясуи: «Мы уже добились успеха в США и Европе, а теперь сфокусировались на России»

По словам председателя совета директоров Brother Industries Eшихиро Ясуи, столь поздний выход Brother на российский рынок был обусловлен тем, что последние годы компания занималась продвижением своей продукции в Европе и США, где добилась впечатляющих результатов. Так, доля лазерных принтеров Brother в 2004 году составляла 16% на европейском и 12% на американском рынке, а доля лазерных МФУ — 16 и 36% соответственно (данные IDC и NPD).

«В настоящее время приоритетными для Brother рынками является Россия, Китай и ряд других стран, поскольку в Европе и США мы уже добились успеха», — заявил Ясуи.

В нашей же стране в прошлом году достижения Brother были довольно скромными: по словам главы российского представительства компании Йошиджи Мацуи, ее доля в сегменте лазерных принтеров составила около 2% (всего, по оценкам IDC, в 2004-м в России было продано 1,7 млн. таких устройств). Однако в представительстве не считают минувший год показательным — он ушел в основном на поиски рыночной ниши, локализацию продуктов и построение каналов сбыта.

По состоянию на май канал сбыта включает в себя шесть авторизованных дистрибьюторов, около 250 авторизованных дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров. В числе других достижений — начало продаж оргтехники Brother в Казахстане и на Украине. Объем продаж по сравнению с 2001 годом (тогда состоялся первый «слет» российских компаний, занимающихся продвижением принтеров Brother) вырос в два с половиной раза.

По словам Мацуи, наибольшим спросом пользуются монохромные лазерные принтеры — в первом квартале нынешнего года на них приходилось около 70% (в штучном исчислении) продаж компании в России. Второе место занимают лазерные МФУ (20%), а третье — струйные принтеры (10%). К концу текущего года, по прогнозам российского офиса Brother, это соотношение несколько изменится в пользу лазерных МФУ, которые потеснят струйные принтеры.

Что же касается пресловутой «рыночной ниши», которую компании все-таки удалось найти в прошлом году, то она представляет собой лазерные принтеры и МФУ для небольших рабочих групп. Именно такие устройства, по мнению первых лиц Brother, являются наиболее перспективными с точки зрения эффективности бизнес-процессов. Основной довод Brother в пользу небольших сетевых принтеров и МФУ состоит в том, что большие производительные устройства хоть и имеют меньшую себестоимость отпечатка, но требуют от сотрудников офиса значительных затрат времени. Так, «на пути» к большому офисному принтеру или копиру, работник обязательно встретит нерадивых коллег, с которыми побеседует, затем постоит в очереди к устройству (офис большой, желающих печатать и копировать много) и т. д. и т. п.

Исходя из этого, как считают в Brother, идеальным вариантом для большинства организаций станет покупка нескольких недорогих сетевых устройств, которые будут постоянно под рукой сотрудников, экономя тем самым их время и деньги предприятия. В своей правоте в Brother уверены настолько, что уже до конца 2004 года намерены занять 10% российского рынка МФУ (в прошлом году, по данным IDC, его объем составил 229 тыс. устройств).