Ежегодные инвестиции в информационные и телекоммуникационные технологии транспортной отрасли достигают 20 млрд. рублей

На недавней научно-практической конференции «ТелекомТранс 2005» обсуждались перспективы использования информационных и телекоммуникационных технологий для совершенствования транспортной системы страны. В этом году конференция впервые проходила под эгидой Министерства транспорта Российской Федерации.

«Нужно признать, что в России на данный момент развитие технологической связи и информационно-управляющих систем транспортного комплекса находится пока на достаточно низком уровне, что вызывает необходимость серьезной проработки и безотлагательного решения этой проблемы», — считает первый заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин.

В бытность Александра Мишарина первым заместителем министра путей сообщения была проделана значительная работа по развитию и интеграции информационных систем отрасли

В российском транспортном хозяйстве сегодня применяется целый ряд отраслевых информационных систем, работающих независимо друг от друга. К наиболее развитым можно отнести информационные и телекоммуникационные комплексы ОАО «Российские железные дороги». Его дочерней структурой является компания «Транс?ТелеКом», проложившая вдоль железных дорог цифровую магистральную сеть, протяженность которой превышает 45 тыс. км. Ведутся работы в области формирования корпоративной информационной системы Росавтодора. Решаются вопросы информационной поддержки авиационных, морских и речных перевозок. В то же время комплексная информатизация отрасли, предусмотренная федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России с 2002 по 2010 год», практически еще не началась.

Для решения основной задачи — формирования интегрированной транспортной сети страны необходимо создание единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие всех участников транспортного рынка, включая владельцев грузов, их отправителей и получателей.

В течение двух ближайших лет планируется проанализировать состояние отраслевых транспортных информационных систем и разработать концепцию единой инфокоммуникационной инфраструктуры транспортного комплекса. Такая инфраструктура обеспечит поддержку государственного электронного логистического ресурса, в формировании которого важную роль сыграют региональные центры мониторинга грузовых перевозок, получающие данные железных дорог, портов, транспортных инспекций, а также постов пограничного, таможенного и других видов контроля.

Что делать?

В 2002 году Минтрансом и МПС было принято решение о создании единого информационного пространства транспортного комплекса на основе цифровой сети связи российских железных дорог. Реализация данного решения осуществляется очень медленно, однако заявления официальных лиц на конференции «ТелекомТранс 2005» позволяют надеяться на активизацию этой деятельности.

Один из инициаторов интеграции — «ТрансТелеКом». По мнению президента компании Сергея Липатова, опыт МПС и РЖД целесообразно распространить на всю транспортную отрасль и осуществить в первую очередь объединение сетей связи участников данного сегмента рынка. Ядром единого информационного ресурса отрасли должен стать, по мнению Липатова, центр управления высокоскоростной сетью связи, объединяющий информационные системы не только ведомств, но и отдельных организаций.

В «ТрансТелеКоме» полагают, что Минтранс должен стать заказчиком разработки концепции информационного обеспечения перевозок, появление которой позволит сформировать техническое задание и выпустить проект, регламентирующий технологию электронного сопровождения грузов. В дальнейшем с учетом информационных потоков будут определены требования к программным и аппаратным средствам и разработаны тиражируемые решения.

Однако следует учитывать, что появлению столь масштабной системы должно предшествовать установление не только единых правил и форматов обмена электронной информацией, но и разработка пока не существующих документов. К ним относятся, например, единая транспортная накладная, а также электронный логистический паспорт.

Перспективы интеграторов

«Одной из причин отставания [в создании единого инфокоммуникационного пространства] мы считаем отсутствие инициатив со стороны коммерческих компаний, специализирующихся в области телекоммуникаций и ИТ, а также системных интеграторов... Использование преимуществ государственно-частного партнерства, на наш взгляд, дает положительный эффект в развитии транспортной инфраструктуры», — заявляет Мишарин.

Он поясняет, что финансовые вложения в развитие информационных и коммуникационных технологий отрасли составляют от 3 до 5% общего объема инвестиций, годовой объем которых оценивается приблизительно в 400 млрд. рублей.

Доклады на конференции и экспонаты сопровождавшей ее выставки свидетельствуют о заинтересованности ведущих системных интеграторов в реализации проектов в области информатизации транспортной отрасли и готовности принять участие в их выполнении.

В компании «Микротест», имеющей значительный опыт работы с транспортными организациями, полагают, что технические решения, используемые для развития и интеграции информационных и телекоммуникационных систем, найдут применение в процессе создания объединенной инфраструктуры транспортной отрасли. В течение 2004 года «Микротестом» выполнен ряд проектов по совершенствованию MPLS-сети «ТрансТелеКома». На основе технологического аудита инфраструктуры данной сети разработаны решения в области ее модернизации, обеспечивающие перевод на технологию DWDM, позволяющую многократно повысить пропускную способность.

Среди предложений компании «Крок» — базирующаяся на распределенной сетевой архитектуре специализированная корпоративная система, предоставляющая возможность интеграции задач технологического управления и бизнес-приложений. Компанией «АйТи» представлена методология планирования обеспечения непрерывности бизнеса. «Информсвязь» продемонстрировала результаты внедрения на железнодорожных объектах комплексной системы инженерного обеспечения, автоматизированного управления и связи.

Приведенные примеры показывают, что, возможно, дело и не в отсутствии инициатив, а в том, как налажено руководство и взаимодействие всех потенциальных участников реализации отраслевых комплексных проектов, включая коммерческие компании и многочисленные отраслевые научно-исследовательские и проектные институты.

Следует отметить, что в бытность Мишарина первым заместителем министра путей сообщения была проделана значительная работа по развитию и интеграции информационных систем отрасли, созданию объединяющей их сети передачи данных, внедрению поддерживающих основные бизнес-процессы приложений. Накопленный опыт может быть теперь с успехом использован при создании интегрированной инфокоммуникационной инфраструктуры всей транспортной отрасли.