Computerworld, США

Компании еще предстоит переосмыслить свою будущую стратегию

В 80-х годах, когда на рынке по?явились первые ПК, а компьютеры в целом находились в самом начале своего долгого пути на потребительский рынок, в США было три большие компании, занимавшиеся компьютерными системами, — IBM, Digital Equipment и Hewlett-Packard. Появление микропроцессоров радикально и навсегда изменило компьютерную индустрию, и, чтобы представить те проблемы, с которыми сейчас столкнулась HP, имеет смысл проанализировать, как каждая из перечисленных компаний реагировала тогда на изменения, столь существенно влиявшие на отрасль.

IBM последние два десятилетия взбиралась вверх по технологической лестнице, отказываясь от выпуска то одной, то другой категории аппаратного обеспечения, в том числе от принтеров, полупроводниковых систем потребительского класса, а совсем недавно — и от персональных компьютеров. Опираясь на мощную клиентскую базу в секторе больших вычислительных машин, она завоевывала свое уникальное место на рынке сервисов и программного обеспечения. IBM, возможно, больше не располагает былой всеохватной технологической силой, однако имеет четкие стратегические цели, предлагая свои решения крупным корпорациям и организациям среднего размера.

Digital не смогла ни завоевать рынок сервисов, как IBM, ни конкурировать на рынке ПК, где решающим фактором была стоимость. Перед ней не было безопасного пути. Когда же компания недооценила растущий рынок Unix-серверов, ее судьба была предрешена.

В сравнении с этими компаниями HP была оплотом стабильности. Больших стратегических катаклизмов не происходило, так как HP на самом деле никогда не была цельной компанией, как IBM или Digital. Она всегда представляла собой набор компаний, напоминающий Кремниевую Долину в миниатюре — подразделения по выпуску калькуляторов, печатающих устройств, мини-компьютеров, измерительного и тестового оборудования и т. д. С этой точки зрения она оказалась в лучшей позиции, чтобы воспользоваться всеми возможностями эпохи ПК. К примеру, HP обладала инженерной корпоративной культурой, позволяющей ухватиться за рынок таких периферийных устройств, как лазерные принтеры, чего никогда бы не смогли сделать IBM или Digital.

Таким образом, пока IBM развивала свой успех в предоставлении ИТ-сервисов, а Digital работала в «среднем» классе (который в итоге завоевала Sun Microsystems), HP всегда оставалась в основном компанией, выпускающей несколько типов устройств.

Однажды она всерьез рассматривала возможность приобретения консалтингового бизнеса PricewaterhouseCoopers (впоследствии доставшегося IBM), что потребовало бы радикального и практически невозможного изменения корпоративной культуры. Однако поглощение Compaq, определенно рискованное и, вероятно, недостаточно продуманное, все же хорошо укладывалось в область традиционных интересов компании.

Приобретя Compaq, HP прошла «точку возврата», и стало ясно, что компания либо добьется успеха на рынке ПК и серверов младшего класса, либо ее ждет незавидное будущее. Компания еще может пойти на такие шаги, как покупка Sun Microsystems или Novell ради агрессивного расширения своих позиций на корпоративном рынке, но не сможет так просто перейти на другой уровень развития, как это сделала IBM, и не имеет уже запаса прочности, чтобы позволить себе неправильно сыграть на своем основном рыночном секторе, как это сделала Digital.

Так что, возможно, новому генеральному директору HP Марку Херду стоит задаться примерно следующими вопросами: «Так ли хороша Dell с ее невзрачными компьютерами и незайтеливым уровнем обслуживания, что мы не сможем с ней конкурировать? Почему так много инноваций и дизайнерских находок представляет компания Apple Computer и так мало HP? Как случилось, что после всех этих лет ни один ведущий производитель персональных компьютеров не пытался всерьез улучшить концепцию Linux PC? Почему наши позиции не так сильны в области управления бизнесом?»

Только наполнив новым содержанием свои основные технологические продукты и сделав решительный упор на них, компания сможет избежать болезненного падения.

Дэвид Мошелла, директор по глобальным исследованиям Leading Edge Forum компании Computer Sciences. С ним можно связаться по электронной почте, направив письмо на адрес dmoschella@earthlink.net