«Сети»

Самой крупной отечественной выставке в области коммуникаций исполнилось 30 лет

В этом году выставка «Связь-Экспокомм» проходила в семнадцатый раз, а своей историей она восходит к далекому 1975 году, когда в Москве по инициативе тогдашнего Министерства промышленности средств связи СССР состоялась первая отраслевая выставка «Связь-75». Гвоздем той экспозиции была система связи космических кораблей «Союз» и «Аполлон», а также аппаратура цветного телевидения формата SECAM.

Тридцатилетний возраст любой выставки заслуживает уважения, тем более если ей удалось перешагнуть через мрачный период развала единого экономического пространства, дефолта и социальных потрясений. Вероятно, живучесть «Связь-Экспокомма» заложена в самой ее идее — демонстрировать решения, благодаря которым людям удается взаимодействовать друг с другом, невзирая на разделяющие их расстояния.

Однако в реальном бизнесе идея означает лишь часть коммерческого успеха, причем меньшую его часть. Выставка «Связь-Экспокомм», безусловно, успешное предприятие, поэтому схожие бизнес-модели периодически пытаются реализовать ее конкуренты.

Мининформсвязи настолько тщательно обходило «Связь-Экспокомм 2005» своим вниманием, что у многих аналитиков дрогнули нервы: они решили, что весеннее шоу телекоммуникаций проводится в последний раз. К своему удивлению, никаких признаков близкой кончины «Связь-Экспокомма» аналитики не обнаружили. Целую неделю Экспоцентр грохотал музыкой и рекламой, а из посетителей перед входом на выставку ежедневно выстраивались огромные очереди. По сравнению с прошлогодним шоу особых изменений в размерах экспозиции, равно как в составе и количестве участников выставки, обнаружено не было. Даже стенды компаний в большинстве своем остались на прежних местах.

Ядром «Связь-Экспокомм 2005» по традиции являлся коллективный стенд «Системы Телеком». Его роль этакого «системообразующего» центра всего выставочного действа не меняется уже лет пять, но заметно, что быть оригинальными и интересными для посетителей с каждым годом становится все труднее. Вот и на этот раз практически ничем не запомнилась экспозиция «Мобильных ТелеСистем», которые «выжали» из технологий сотовой связи второго поколения все, что может поразить воображение обывателя. А лицензию на услуги 3G в России пока не выдают, причем сроки этого события отодвинулись еще дальше в туманную неопределенность. Репутацию сотовых операторов, как самых инновационных представителей отрасли, спасал только «Скайлинк», развертывающий на сети CDMA-450 сервисы, которые сегодня могут служить живой иллюстрацией будущего мобильных коммуникаций.

Других членов «большой тройки» на выставке не оказалось вовсе. Отсутствие «МегаФона» объясняется просто — для него теперь более «профильной» является выставка «ИнфоКом», а «ВымпелКом», судя по всему, переживает непростые времена, связанные с глобальным ребрэндингом и разногласиями среди его акционеров.

Свято место пусто не бывает, и флаг основных зачинщиков шума и сомнительных зрелищ мгновенно подхватили сотовые дилеры, которые решали одну и ту же задачу — перекричать друг друга и привлечь к себе внимание толпы. И в разнузданности своих маркетинговых приемов они оставили далеко позади сотовых операторов в былые годы. Тем не менее осмелюсь не разделить расхожую точку зрения, что «Связь-Экспокомм» все больше превращается в выставку потребительской электроники, а качество его аудитории теряется с каждым годом. По-моему, на подобных выставках именно конечные пользователи должны составлять основной костяк посетителей. Ведь и технологии, и услуги связи разрабатываются изначально для них, а потом уже адаптируются для бизнес-применения.

Да и пользовательские устройства, которые в огромном многообразии были представлены на «Связь-Экспокомм 2005», никак не отнесешь к категории бытовой электроники, хотя и созданы они для персональных коммуникаций и развлечений. По своему функциональному наполнению и применяемым технологиям они стоят гораздо ближе к полноценным компьютерам, требующим определенной технической грамотности пользователей. И, наблюдая за тем, как наши «консьюмеры» справляются со всеми премудростями в работе на таких устройствах и легко загоняют в тупик профессиональных менеджеров из западных фирм, можно только радоваться за нынешний уровень посетителей отраслевой выставки связи.