«Почта России» плани?рует новые Internet-, торговые и финансовые услуги

В 2004 году вновь была собрана воедино разделенная в начале 90-х система доставки почты. «Интегратором» выступила «Почта России», которой были переданы все активы региональных почтовых отделений страны. В результате консолидации появилось унитарное предприятие с 42 тыс. филиалов, в которых работает около 380 тыс. человек. Для сравнения — Сбербанк имеет около 16 тыс. отделений. Стоимость основных услуг почты — доставка корреспонденции — регулируется государством и держится на довольно низком уровне по всей стране. В результате почте, чтобы содержать необходимое количество филиалов и работников, приходится заниматься предоставлением различных коммерческих услуг, таких как доставка пенсий, прием денежных переводов, торговля, предоставление доступа в Internet и т. д.

Почта России

В 2004 году оборот «Почты России» составил 32 млрд. рублей. В 2004 году почта обработала 1,23 млрд. письменных сообщений, 73,8 млн. денежных переводов, доставила 13,1 млн. посылок

«Почта России» находится в сложном положении, поскольку оборудование и даже здания, которые принадлежат ей, устарели и требуют обновления. За 2005 год планируется модернизировать около 2,5 тыс. почтовых отделений. Ранее почтовые отделения автоматизировались независимо друг от друга, поэтому ФГУП придется приводить их информационные системы к общему знаменателю. В качестве единого стандарта принята система WinPost; до конца этого года она будет внедрена в 30% офисов. К тому же в процессе модернизации «Почта России» собирается перейти на терминальное оборудование, которое позволит предоставлять максимально возможный спектр услуг.

Модернизация почты проводится в целях увеличения степени автоматизации ее работы и перехода на самообслуживание, в том числе и на корпоративном уровне. Так, для банков и других финансовых компаний будет использоваться система двумерного штрихового кодирования, которая позволит ускорить обработку корреспонденции и выставленных клиенту счетов. Для частных же пользователей в отделениях планируется установить автоматы самообслуживания, которые будут доступны круглосуточно. С их помощью можно работать с банковскими картами, совершать переводы и платежи, подключаться в Internet, а также заказывать железнодорожные и авиабилеты.

Автоматизация коснется и набора предоставляемых услуг. В частности, «Почта России» возлагает большие надежды на проект «Кибер-Деньги», который автоматизирует процесс почтового перевода. На почте построена единая система почтовых переводов, которая обеспечивает перевод денег с помощью компьютерных сетей. При этом терминалы ЕСПП могут подключаться в защищенном режиме по Internet. Со временем с помощью ЕСПП можно будет переводить деньги и за рубеж. Ожидается, что при полном введении в строй ЕСПП количество денежных переводов возрастет в семь раз.

В рамках программы преодоления цифрового неравенства почта собирается построить систему «Кибер-Почта», которая ориентирована на предоставление услуг доступа в Сеть. Сейчас уже установлено 3,1 тыс. терминалов «Кибер-Почты», а в 2005 году планируется запустить в работу еще 10 тыс. подобных терминалов. До 2010 года все почтовые отделения должны иметь пункты коллективного доступа в Internet. Кроме собственно доступа, предполагается предоставлять и другие услуги на основе Web-технологий, такие как поиск по базам данных, заказ, бронирование и продажа железнодорожных и авиабилетов и т. д., — всего около 20 видов сервисов. Есть планы и по предоставлению услуг гибридной почты, когда сообщение отправляется в электронном виде, затем распечатывается и доставляется адресату.