Высокие темпы развития мобильных технологий — одна из характерных тенденций современной отрасли информационных технологий и коммуникаций. Вопросы создания мобильных предприятий становятся актуальными для многих российских организаций, о чем свидетельствует участие более сотни специалистов в работе конференции «Мобильное предприятие: как расширить возможности для бизнеса?»

Высокие темпы развития мобильных технологий — одна из характерных тенденций современной отрасли информационных технологий и коммуникаций. Известно довольно много зарубежных примеров, когда опередившие конкурентов во внедрении решений на их основе компании становились лидерами рынка.

Важное достоинство мобильных предприятий — значительное повышение эффективности деятельности за счет сокращения существовавшего ранее разрыва между возможностями сотрудников, работающих в офисах и за их пределами, а также улучшение взаимодействия с удаленными бизнес-ресурсами. Мобильность предоставляет возможность доступа в реальном времени к хранящимся в информационных системах данным, позволяет оперативно вносить изменения в учетную информацию, улучшает управление деятельностью находящихся вне предприятий специалистов и их взаимодействие между собой, значительно сокращает время реакции на изменения в бизнесе заказчиков и партнеров.

Вопросы создания мобильных предприятий становятся актуальными для многих российских организаций, о чем свидетельствует участие более сотни специалистов в работе конференции «Мобильное предприятие: как расширить возможности для бизнеса?», проведенной аналитической компанией IDC и издательством «Открытые системы».

Немного цифр

По данным IDC, в 2004 году мобильная связь в нашей стране обогнала фиксированную. Ее уровень проникновения составил 52%. В 2004 году было продано 27 млн. телефонных трубок, а прогноз поставок на 2005 год составляет 32 млн.

Характерно, что немногим более 16% поставленных в 2004 году трубок поддерживали технологию GPRS. В 2006 году их доля возрастет до 30%, и только 1% проданных телефонов будет обладать способностью пакетной передачи данных в сетях GSM, то есть соответствовать требованиям спецификаций EDGE.

Показатели роста российского рынка ноутбуков довольно высоки. Их поставки увеличились в 2004 году на 184% — почти до 620 тыс. (суммарный рост рынка ПК — 31%). В 2005 году, как полагают в IDC, поставки мобильных компьютеров возрастут на 68%.

В сегменте карманных компьютеров тенденции российского рынка также соответствуют мировым: КПК заметно отстают по темпам увеличения поставок от смартфонов. В 2005 году их должно быть продано соответственно 152 тыс. и 335 тыс. штук, а в 2008-м — 181 тыс. и 693 тыс. Поставки портативных промышленных терминалов возрастут с 22 тыс. в 2005 году до 29 тыс. в 2008-м.

Россия, как подчеркивают в IDC, хотя и движется в направлении увеличения предоставления домашним пользователям услуг широкополосного доступа в Internet, но еще отстает не только от Западной, но и от Восточной Европы. Коэффициент охвата, по данным 2003 года, составил в нашей стране около 0,1%, в то время как, например, в Польше и Эстонии — 2,2% и почти 11% соответственно.

Предложение новых продуктов и услуг российскими операторами мобильной связи («Скайлинк» — доступ к Internet и VPN, «ВымпелКом» и «МегаФон» — EDGE) стимулирует «мобилизацию» бизнеса предприятий. Однако, по мнению аналитиков IDC, в отличие от своих европейских коллег они мало пропагандируют технологию Wi-Fi. Точки беспроводного доступа сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Согласно опубликованным в прессе данным, в начале 2005 года в России насчитывалось 280 точек публичного доступа.

В качестве сдерживающих факторов, препятствующих созданию полноценной телекоммуникационной инфраструктуры отечественного мобильного бизнеса, рассматривается позднее внедрение технологии GPRS, проблемы с лицензированием, отсутствие безлимитных тарифов на передачу данных и низкий уровень конкуренции среди мобильных операторов.

Проблемы и решения

«Вопросы безопасности становятся все более актуальными с ростом передачи данных в сетях мобильных операторов. Следует также обратить внимание на работу с корпоративными ноутбуками, потеря которых может принести значительный вред предприятиям», — полагает Боб Брейс, вице-президент по мобильным решениям Nokia Enterprise Solutions.

Брейс подчеркнул, что 85% компаний из списка Fortune 100 используют продукты безопасности Nokia. В их состав входит, например, решение Nokia Mobile VPN, предназначенное для мобильных устройств с ОС Symbian, которое содержит клиентские компоненты и Nokia Security Service Manager.

Согласно исследованиям ряда американских организаций, включая ФБР, кража ноутбуков является вторым по значимости компьютерным преступлением, от которого год назад пострадало 49% предприятий. ИТ-менеджерам, по мнению аналитиков IDC, следует задуматься, каким образом хранить данные предприятий, где работают мобильные сотрудники.

«Мобильность — это способ ведения бизнеса, а мобильные решения — составная часть концепции виртуального предприятия», — считает консультант Nortel Максим Репин.

Комплекс интегрированных мультимедийных приложений компании предусматривает, в частности, предоставление сервисов речевого и Web-порталов, персонализацию обработки телефонных звонков и поступающих сообщений, а также такие услуги, как определение наличия коллег по работе.

Базовым компонентом решений для виртуального предприятия является сервер мультимедийных приложений Nortel MCS M5100, который используется также в корпоративной информационной системе этой компании. Сегодня, по словам Репина, от 15 до 20% сотрудников представительства Nortel регулярно работают, находясь дома.

Джозеф Вистола, менеджер компании 3Com по маркетингу, рассматривает развитие беспроводных решений и технологий в качестве одного из приоритетных направлений бизнеса этой компании, в ее портфеле есть 3Com Wireless LAN Mobility System, предназначенное для создания управляемых, масштабируемых беспроводных сетей, обеспечивающее безопасность на уровне традиционных локальных сетей.

«Корпоративная мобильность — это не просто сумма беспроводных технологий, приложений и конечных устройств», — утверждает Сергей Комягин, исполнительный директор компании Symbol Technologies в странах Юго-Восточной Европы и СНГ.

Эта компания выпускает считыватели штрих-кодов и мобильные терминалы в промышленном исполнении, оборудование беспроводных сетей, а также программный комплекс Symbol Mobility Software Suite для управления сбором и обработкой данных.

Комягин заверил, что все эти продукты позволяют создавать комплексные решения, основанные на отраслевом системном подходе. Такие решения для розничной торговли, транспортных и логистических фирм, правительственных структур, учреждений здравоохранения, промышленных предприятий создаются партнерами Symbol.

Примеры и мнения

«Использование мобильных рабочих мест тесно связано с концепцией развития бизнеса предприятия», — утверждает Константин Рахилин, директор по информационным технологиям «Национальной логистической компании», сфера деятельности которой — ответственное хранение товаров и управление их потоками в складских комплексах. До 95% производственных задач НЛК решаются мобильными сотрудниками. Они снабжены ноутбуками и передают информацию посредством сообщений электронной почты. Наряду с этим для автоматизации складских операций используются продукты и технологии Symbol.

По данным НЛК, стоимость мобильного рабочего места без учета оплаты услуг операторов связи (которые составляют весомую часть расходов) в два с половиной раза выше стационарного. Наряду с этим возникают риски, связанные с потерей или поломкой ноутбуков, поэтому при внедрении мобильных решений необходимо учитывать все дополнительные расходы. Они сопоставляются с повышением эффективности за счет роста оперативности поступления информации и принятия решений на ее основе. Учитывается также влияние на финансовые показатели сокращения времени реакции на происходящие события различных категорий сотрудников.

Серьезное внимание уделяется надежности каналов связи, поскольку их нестабильная работа приводит к потере получаемых преимуществ. Стоимость качественных услуг связи пока еще высока и может быть одним из ограничивающих факторов на пути создания отечественных мобильных организаций. Возможно, ситуацию улучшит ожидаемое появление сетей 3G.

Однако для успешной работы любой виртуальной команды необходимы, по мнению Рахилина, хорошие личные контакты между ее членами: «Переводя людей на Web-камеру, вы лишаетесь магии общения, без которой трудно создать коллектив единомышленников».

Он считает, что реальная «мобилизация» предприятий начнется в нашей стране через два-три года, а на сегодняшний день полностью мобильной может стать небольшая компания с квалифицированным персоналом.

«Создание мобильных предприятий не только требует перехода и к новым технологиям, но и приводит к внесению изменений в бизнес-процессы и принципы управления персоналом», — подвел итог ведущий дискуссии Павел Иванов.

Что дальше?

Итак, как следует из прозвучавших докладов, в нашей стране, где мобильные предприятия находятся на раннем этапе становления, достаточно продуктов и технологий для создания их коммуникационной инфраструктуры. Имеется также ряд предложений в области комплексных решений.

Однако это только часть проблемы. Одним из важнейших вопросов внедрения мобильных приложений является оценка повышения эффективности бизнес-процессов.

Фундамент мобильности — интегрированная инфраструктура, объединяющая основные информационные ресурсы и мобильные приложения. При формировании мобильного предприятия необходимо определить требования к инфраструктурным компонентам и их взаимодействию, а также оценить и осуществить модернизацию имеющихся приложений.

Часть этих вопросов затрагивалась в ходе докладов и дискуссии, но более подробно они будут обсуждаться на последующих конференциях, которые планируется проводить на регулярной основе.


Мобильность с учетом специфики

Сергей Комягин

Сергей Комягин, исполнительный директор Symbol Technologies в странах Юго-Восточной Европы и СНГ о мобильных предприятиях

Как Вы оцениваете реальную ситуацию в области создания мобильных предприятий в нашей стране?

Прежде всего, важно определить, что мы называем мобильным предприятием. Каждый выступающий вкладывал что-то свое в это понятие. В настоящее время можно выделить два основных направления — предоставление полноценных возможностей работающим вне офисов специалистам и мобильный ввод данных, получение которых необходимо для поддержания основных бизнес-процессов. Многим известна концепция мобильного офиса, которая реализуется у нас в основном в рамках корпоративных стандартов в представительствах зарубежных компаний. Однако для отечественных организаций это пока более «разговорная», чем реальная задача, и из-за неготовности руководства к управлению мобильными сотрудниками, и из-за относительно низкой стоимости аренды помещений. Я знаю очень немного российских организаций, где сотрудники могут работать дома. Наряду с этим, как показывает опыт Symbol, все большим спросом пользуются системы мобильного онлайнового ввода данных. Это связано, в частности, с ростом числа предприятий, руководители которых заинтересованы в снижении издержек, в прозрачности и повышении эффективности бизнеса.

В каких областях российской экономики наиболее часто применяется мобильный ввод данных?

Все началось с предприятий розничной торговли. Теперь технологии мобильного ввода штрих-кодов используются почтовыми службами, на транспорте, в складском хозяйстве, в промышленности. Так, при сборке автомобилей Chevrolet-Niva данные технологии применяются в системе контроля качества для определения всех реквизитов бракованных деталей. На складах дистанционное считывание штрих-кодов позволяет оперативно учитывать движение потоков товаров и контролировать правильность действий персонала.

Когда можно ожидать перехода к радиочастотной идентификации?

На данный момент в стране для этого не существует законодательной базы. Насколько мне известно, только «Российским железным дорогам» удалось реализовать масштабный RFID-проект, создав систему учета объектов подвижного состава на базе лицензии на использование этой технологии в пределах железнодорожных путей.

Как вы оцениваете состояние российского рынка продуктов и услуг, необходимых для создания систем мобильного ввода данных?

Данные независимых исследователей, к сожалению, отсутствуют. Определенное представление об этом сегменте рынка могут дать показатели российского бизнеса Symbol. За последние четыре года оборот, который на сегодняшний день составляет десятки миллионов долларов, увеличился приблизительно в десять раз. До 80% объема продаж приходится на сканеры штрих-кодов и мобильные терминалы, оставшиеся 20% — на оборудование для беспроводных сетей и программное обеспечение. Если рассматривать вертикальные рынки, то более 50% оборота приходится на розничную торговлю, около 30% — на складские и почти 20% — на промышленные предприятия.


Что вы ждете от мобильности предприятия?

Результаты опроса компаниями Accenture и Cingular Wireless руководителей 25 компаний, использующих в своем бизнесе мобильные решения


Мобильность - залог быстрой реакции

Боб Брэйс

Боб Брейс, вице-президент по мобильным решениям Nokia Enterprise Solutions о мировом рынке мобильных систем

Какова ситуация в области создания мобильных предприятий: это все еще концепция или тенденция рынка?

Сегодня это вполне реальная тенденция развития бизнеса. Правда, различные рынки, страны и организации находятся на разных стадиях использования мобильных решений. К числу «первопроходцев» относятся, как правило, правительственные учреждения, финансовые институты, организации здравоохранения. Одно из подтверждений этого — создание системы мобильной медицинской поддержки пенсионеров в Дании. О состоянии дел в области «мобилизации» свидетельствует участие в ее развертывании таких крупнейших консалтинговых компаний и системных интеграторов, как Cap Gemini и IBM Global Services.

Насколько, по вашему мнению, мобильность предприятий отвечает требованиям адаптации бизнеса к изменению рыночных условий?

Мобильные предприятия имеют возможность гораздо быстрее реагировать на любые, включая рыночные, изменения в отличие от компаний с традиционной «статичной» инфраструктурой. Это происходит в значительной степени благодаря тому, что взаимодействующие с заказчиками специалисты находятся в постоянном контакте с сотрудниками, принимающими решения. К примеру, персонал отделения Electrolux в Австралии значительно повысил эффективность своей работы благодаря коммуникаторам Nokia. Их применение позволило динамически корректировать график текущих заданий каждого сотрудника, направляя их в случае необходимости на выполнение наиболее приоритетных заданий.

Что отличает стратегию Nokia в этой области?

Наша компания в течение семи лет работает на корпоративном рынке, поставляя VPN-шлюзы и другие решения в области безопасности. За это время сформирована партнерская сеть, включающая реселлеров и интеграторов, а также создана сервисная организация, осуществляющая непрерывную поддержку заказчиков. Все это очень важно, поскольку решения, используемые для построения мобильного предприятия, должны обеспечивать интеграцию и эффективное взаимодействие мобильных устройств с существующими информационными системами.

Можно ли выделить особенности продуктов Nokia, поддерживающих создание мобильных предприятий?

Выпускаемые Nokia устройства обеспечивают передачу и голоса, и данных. Кроме того, все пользователи заинтересованы в обеспечении конфиденциальности и безопасности обмена информацией.

Что вы можете сказать о планах участия в создании российских мобильных предприятий?

Я думаю, что специалисты российских компаний могут применять для мобильных приложений самые различные устройства Nokia, среди которых, например, многофункциональные мобильные телефоны 9300 и коммуникационные терминалы PBX и GSM Connectivity Terminal.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями