Internet-магазин Ozon.ru пережил и взлет «новой экономики», и период разочарования в электронной коммерции

Книжному магазину Ozon.ru исполнилось семь лет. За это время отрасль электронной коммерции пережила подъем, связанный с завышенными ожиданиями, и кризис отрезвления. Ozon.ru был создан на подъеме, но пережил кризис. Во многом это произошло благодаря инвестициям, сделанным компаниями Ru-Net Holding в 1999-м и PPE Group в 2003 году. Сейчас у PPE есть дальнейшие планы на развитие бизнеса Ozon.ru. Совершенствование будет идти по пути активного создания новых проектов, а также оптимизации логистики и региональной инфраструктуры.

В 2004 году бизнес компании шел успешно, оборот составил 22 млн. долл., что в 2,2 раза выше, чем в 2003 году. Правда, только 12,2 млн. долл. относится к собственно электронному магазину, а оставшиеся деньги были заработаны на торговле по каталогам, но доля этого бизнеса неуклонно сокращается. За отчетный период магазин выполнил около 450 тыс. заказов, обработав почти 500 тонн грузов. Наиболее популярным товаром являются книги, доля которых в продажах магазина составляет 41%. Продажи ПО пока оставляют желать лучшего — всего 7%, но компания собирается активно развивать это направление бизнеса.

В начале своего развития электронная коммерция воспринималась как способ торговли без склада — напрямую от поставщика. Однако сейчас развитие электронной торговли пошло по традиционному для торговой сети направлению — построение инфраструктуры доставки товаров. Оптимизация логистики началось и в Ozon.ru — компания приступила к строительству складского центра в Твери площадью 7 га, который будет называться «Горизонт-2» и отвечать за региональные поставки. Стоить он будет 3 млн. долл., из которых 2,1 млн. долл. — кредит, а остальное — собственные средства компании. Центр будет открыт в начале 2006 года.

Сейчас Ozon.ru на базе книжного электронного магазина начинает продавать и другие виды продукции, в частности, бытовую электронику

Сейчас компания на базе книжного электронного магазина начинает продавать и другие виды продукции, в частности, бытовую электронику. Ее продажи пока составляют небольшую долю оборота — всего несколько процентов, но они имеют шанс быстро вырасти. Кроме того, PPE создает на основе Ozon.ru систему продаж компьютеров Dell под названием CompuDirect.ru. Она устроена по аналогу европейской службы продажи компьютеров Dell. Покупатель получает возможность сконфигурировать свой будущий компьютер, а через две недели получить его. К сожалению, в России, учитывая ее масштабы, не удастся достигнуть 48-часового срока выполнения заказов, как в Европе.

В целом же оборот розничной электронной коммерции в России по оценкам Ozon.ru составил более 600 млн. долл. При этом Клифф Гонтлетт, исполнительный директор магазина, исходя из прогнозов относительно динамики ВВП, скорости развития рынка персональных компьютеров, роста популярности электронного способа покупки товаров сделал вывод о том, что к 2009 году объем сектора B2C в России вырастет до 2 млрд. долл. Основным конкурентом для своей компании Гонтлетт считает не другие электронные магазины, а традиционную торговлю.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями