Конференция Microsoft «Государство в XXI веке»: Россия постепенно становится «электронной»
Леонид Ухлинов: «Одной из главных задач автоматизации таможенной службы является полное исключение из процедуры таможенного контроля личного контакта с инспектором»

Летом нынешнего года программе «Электронная Россия» исполнится четыре года. За это время многое изменилось и в жизни страны, и в тексте самой программы. Определенные результаты у «Электронной России» есть, причем и такие, которые можно «потрогать руками». Среди них — проекты внедрения современных ИТ в деятельность Федеральной таможенной службы и Министерства экономического развития и труда, а также метасистема «Электронная Москва», являющиеся наглядными примерами автоматизации на федеральном, ведомственном и региональном уровнях. Подробно об этих проектах представители соответствующих организаций рассказали в рамках третьей ежегодной конференции «Государство в XXI веке», проводимой компанией Microsoft.

Таможенник-невидимка

«Одной из главных задач автоматизации таможенной службы является полное исключение из процедуры таможенного контроля личного контакта с инспектором», — заявил начальник главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы Леонид Ухлинов. По его словам, появление «прослойки» в виде компьютерной системы между владельцем груза и таможенником минимизирует возможности последних совершить противозаконные действия и тем самым позволит ликвидировать коррупцию.

Для этого в рамках «Концепции развития таможенной службы до 2010 года» предполагается разделить товаропотоки и документооборот, обеспечив принципы «одной остановки» и «одного окна», а также постепенно перейти от контроля товаров к контролю информации о них. Суть «одного окна» заключается в том, что информация, один раз поданная в любой контролирующий орган, должна быть в любой момент доступна всем остальным. С одной стороны, такая схема сделает максимально эффективными все возможные проверки, а с другой — во много раз сократит время, затрачиваемое владельцем груза на общение с таможенными органами.

В идеале процедура попадания груза в Россию должна начинаться с момента его формирования за пределами страны — данные о нем передаются в единую автоматизированную информационную систему, в которой будут доступны сотрудникам таможни в пункте пересечения границы, а также могут быть проверены другими заинтересованными ведомствами. На сегодняшний день 11 пограничных постов полностью переведены на систему электронного декларирования. Время на оформление одной декларации на них сократилось в разы и составляет в среднем 32 минуты. Однако, как подчеркнул Ухлинов, упрощение таможенных процедур ни в коем случае не должно привести к попустительству и ослаблению контроля.

Платформой для всех этих новшеств служит комплексная автоматизированная система таможенного оформления — КАСТО. В прошлом году были внедрены две такие системы, а также 96 унифицированных программных комплексов. Для сравнения: в 2000 году ИТ-базу российской таможни составляли 167 отдельных автоматизированных рабочих мест и комплексов программных средств. По словам Ухлинова, полный перевод таможенных органов на КАСТО планируется завершить в течение этого года, а к концу 2008 года заработает единая автоматизированная система таможенного контроля.

Электронная канцелярия

О том, как система электронного документооборота может стать эффективным инструментом государственного управления, рассказал заместитель начальника отдела документационного обеспечения Департамента управления делами Минэкономразвития РФ Андрей Тимонин. При внедрении системы в этом министерстве стратегическими целями являлись автоматизация управления и сокращение сроков исполнения документов, а тактическими — обеспечение прозрачности процессов исполнения поручений.

Применительно к МЭРТ под электронным документооборотом понималась автоматизация функций канцелярии: контроль исполнения поручений, планирование и отчетность, а также межведомственный обмен электронными документами (за день в МЭРТ составляется около 1000 документов и накладывается порядка 2500 резолюций). Промышленная эксплуатация системы электронного документооборота началась в январе 2004-го, а год спустя ею пользовались уже около 500 сотрудников. Одновременно в системе может работать до 200 пользователей, количество ежедневно регистрируемых документов в настоящее время достигает 1000, при этом около 70% всей входящей «бумажной» корреспонденции министерства сканируется и хранится в системе в виде электронных образов.

Среди функций системы — автоматизация процесса подготовки, согласования и передачи на исполнение резолюций в электронном виде, создание аналитических отчетов об исполнении сотрудниками поручений и резолюций, формирование еженедельных отчетов о работе сотрудников, а также наглядное представление информации (дерево резолюций, быстрый доступ к данным об исполнителе и т. д.).

«Благодаря системе электронного документооборота руководители могут в любой момент получить информацию о состоянии работы над тем или иным вопросом, что значительно ускоряет и упрощает их деятельность», — подчеркнул Тимонин.

Следующим шагом в развитии системы, по словам Тимонина, станет межведомственный документооборот с использованием двухмерного штрих-кода, который позволит повысить скорость обработки бумажных документов, уменьшить количество ошибок при вводе данных и создать дополнительные предпосылки для полного перехода на электронный документооборот. Внедрить технологию двухмерного штрих-кода на примере обмена документами с подведомственными организациями в МЭРТ намерены уже в этом году. Кроме того, в течение года планируется подключить к системе более 1000 новых пользователей и организовать поддержку ЭЦП.

Мировая ИТ-столица

Так же как лицом любого государства является его столица, «лицо» «Электронной России» — это «Электронная Москва». Данная региональная целевая программа, согласно первой редакции, представленной в конце 2002 года, направлена на «повышение уровня и качества жизни горожан, развитие демократических институтов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности» и т. д. за счет «массового и эффективного использования информационных технологий в ключевых областях городской жизни».

К настоящему времени программа, как и другие ей подобные, пережила ряд изменений и дополнений, и сегодня главным направлением ее работы является одноименная метасистема (Метасистема «Электронная Москва», МЭМ) — комплекс технологически и организационно сопряженных информационных систем и ресурсов, обеспеченный общим управлением. По словам заместителя генерального директора ОАО «Электронная Москва» Владимира Сердюка, среди них и общегородские информационные ресурсы. В настоящее время их шесть — информационное обеспечение «одного окна», автоматизированная система единого информационно-расчетного центра, система обеспечения безопасности города, удаленная регистратура, автоматизированная система контроля проезда на наземном транспорте и система интеграционного информационного пространства Москвы. По словам Сердюка, этот список — открытый и в течение ближайшего времени будет расширяться за счет информационных систем различных ведомств, которые сами изъявляют желание интегрироваться в МЭМ.