«Открытые cистемы»

Компания Progress Technologies, ставшая недавно единственным дистрибьютором Progress Software, начинает свою деятельность с Санкт-Петербурга, однако намеревается открыть офис и в Москве. В задачи вновь созданной компании будет входить организация продаж программных продуктов, обеспечение технической поддержкой клиентской базы, предоставление обучения и консультационных услуг по всему спектру технологий Progress Software
Юрий Гусев: «Необходимость в специализированном дистрибьюторе вызвана расширением спектра продуктов, предлагаемых Progress Software»

В начале марта стало известно, что компания Pro?gress Software приняла решение сделать незадолго до того образованную Progress Technologies своим единственным российским дистрибьютором. Последняя была создана на основе департамента Progress СНГ компании CSBI, прежнего дистрибьютора продуктов Progress Software. Эта новость не могла не привлечь к себе внимание: Progress Software, одна из старейших софтверных компаний с более чем тридцатилетней историей, хорошо известная отечественным специалистам, как ни странно, до сих пор была представлена в России только своими партнерами.

Глава Progress Technologies Юрий Гусев прокомментировал изменения в российской стратегии американского вендора.

Прежде всего, несколько слов о родословной вашей материнской компании.

Действительно, у Progress Software весьма благородная родословная. Своими корнями компания уходит в Массачусетский технологический институт, где еще в 70-е годы велись работы по применению систем с разделением времени, актуальных для того уровня развития вычислительных систем, в задачах управления производственными процессами. Группа исследователей из МТИ работала над проектом Mitrol (Manufacturing Information Control), в результате которого был создан программный инструментарий, получивший название Mitrol Industrial Management System. Система MIMS соответствовала самым передовым существовавшим в ту пору представлениям; она была написана на языке PL/1 для среды мэйнфреймов VM и MVS с использованием сетевой базы данных CODASYL. Систему применяли крупные международные компании, в частности, Philips, Shell и др.

На волне достигнутого успеха в 1981 году была создана компания Data Language Corporation, выпускавшая одноименный продукт. Стоит обратить внимание на название этой компании: оно отражает концепцию предлагаемого ею продукта, который сочетал в себе и СУБД, и язык для разработки приложений, предшественник языков 4GL. В последующем программный продукт несколько раз менял имя, его именовали и Spectrum, и Relational Data Language. Затем RDL был переписан на новом в ту пору языке программирования Си, кроме того, в него была заложена отказоустойчивость, а также зародыш архитектурного подхода, который впоследствии назвали «клиент-серверным». В таком виде под именем Progress данный программный продукт был представлен на выставке Comdex в 1983 году. На него появился устойчивый спрос и, как это часто бывает, по имени удачного изделия переименовали и компанию, она превратилась в Progress Software. Продукт Progress работал на таких забытых сегодня компьютерах, как Wicat, Cadmus, Fortune, Pixel, AT&T и Plexus (все это были популярные для своего времени Unix-системы). Язык Progress признан одним из основных представителей языков четвертого поколения (4GL).

Тогда же стала складываться и доминировавшая до последнего времени схема работы компании на рынке. Вообще говоря, ее особенности характерны для стратегии многих поставщиков встраиваемого программного обеспечения. Они обусловлены тем, что основными потребителями являются не конечные пользователи, а разработчики прикладных систем; в нашем случае к сегодняшнему дню общее их число перевалило за 2200. Progress распространяет лицензии на свои продукты среди независимых производителей программного обеспечения. Чаще всего такие компании работают на вертикальных рынках, в основном создавая системы для среднего бизнеса. Эта модель оказалась успешной. Первой среди партнеров Progress была компания QAD; сегодня ее годовой объем продаж программного обеспечения, написанного на Progress, превышает 1 млрд. долл.

С 1986 года стали проводиться европейские конференции, в дальнейшем сообщество разработчиков постоянно росло. В итоге сложилась ситуация, когда наша компания известна публике гораздо меньше, чем те компании, которые используют ее разработки. Только в России клиентами Progress являются более 500 организаций, среди которых крупные международные компании (PepsiCo, Heineken, Coca-Cola, Kraft Jacobs, Gillette и др.), государственные учреждения, банки, производственные предприятия, предприятия нефтегазового комплекса. Еще одна особенность бизнеса Progress Software заключается в том, что компания никогда не ставила своей задачей конкурировать с Oracle или IBM в категории систем старшего класса. К чему это приводит, можно судить по печальному опыту Ingres, Informix и других компаний.

Какова история Progress в России?

В конце 80-х годов наблюдались отдельные попытки «завезти» Progress в Россию. Первую предпринял Дмитрий Измаильский, построивший систему управления распространением периодических изданий в рамках всей страны. Годом позже разработку на Progress начала компания «Банковские информационные системы» (БИС); она известна своей системой «БИСквит». Но тогда еще действовали ограничения COCOM на экспорт высокопроизводительных систем в СССР.

Со снятием ограничений рынок открылся для зарубежных компаний, и тогда польская компания CSBI S.A. начала распространять Progress в России. Эта компания в свою очередь являлась дочерней по отношению к британской компании Computer Systems for Business (CSB). В CSBI S.A. была создана банковская система Bankier, разошедшаяся по двум сотням польских банков. Компания УНИРЭМ из Санкт-Петербурга и CSBI S.A. заключили соглашения об адаптации Bankier к российским условиям. В русской версии «Банкир» система пришлась по вкусу многим банкам, и на волне успеха была создана местная компания CSBI Eastern Europe, которая наряду с БИС получила статус VAR.

Эти две компании, одна московская, другая петербургская, продвигали решения на основе Progress и занимались дистрибуцией. В период до 1996 года Progress как средство разработки часто покупали банки, стремившиеся самостоятельно строить собственные информационные системы. Сегодня более полусотни банков используют систему «БИСквит» и свыше 70 — «Банкир», это более чем 10% общего числа банков. А самая крупная в России по количеству обрабатываемых транзакций розничная банковская система, не считая той, что имеется у Сбербанка, установлена в банке «Русский Стандарт», она написана на Progress 9.1.

Не менее успешно развивалась дистрибьюторская деятельность CSBI EE; по итогам 2003 года Progress Software признала ее своим лучшим дистрибьютором года.

Чем вызвана необходимость в создании компании Progress Technologies?

Существует несколько причин, в том числе внутреннего порядка, связанных с теми изменениями, которые происходят в бизнесе CSBI EE, и ее обоснованным стремлением сконцентрироваться на решениях для финансовой индустрии. Но по существу необходимость в специализированном дистрибьюторе вызвана расширением спектра предлагаемых Progress Software продуктов. Если раньше все внимание было сосредоточено на средствах разработки и СУБД, то теперь, после приобретений, сделанных за последние несколько лет, на равных с ними выступают новые продукты и технологии. Они предназначены для интеграции приложений, для обработки данных, поступающих от таких новых источников, как системы радиоидентификации, и многих других.

Действительно, как бы не были продуктивны языки 4GL, но приходят и новые технологии. Имея такую огромную инсталляционную базу, какой располагает Progress, компания вынуждена адаптироваться к изменяющимся условиям. Так, еще в 1997 году начались эксперименты с сервером приложений Apptivity. Что с ним сейчас?

Progress Software Corporation всегда проводила разумную техническую и инвестиционную политику, получила хороший запас прочности, позволивший ей пойти по известному пути приобретения компаний с взаимодополняющими технологиями, превратиться в так называемый «зонтичный брэнд». Сегодня в ее состав входят несколько независимых операционных компаний.

Основной бизнес со своей инсталляционной базой остался в отделении Progress OpenEdge Division. Он успешно развивается и сегодня по-прежнему обеспечивает возможность продуктивной и эффективной разработки бизнес-приложений. Компания DataDirect Technologies, входящая в состав Progress Software, хорошо известна в качестве поставщика компонентов, интегрирующих программные продукты с данными на основе стандартов ODBC, JDBC и ADO.Net.

Инструментарий Stylus Studio, который также предлагает DataDirect, представляет собой средство для разработки XML-приложений на базе стандарта Xquery. Отделение ObjectStore Division сохраняет приверженность объектно-ориентированным СУБД.

Некоторое время назад интерес к этим базам данным пошел на спад, но сейчас на волне увлечения обработкой потоковых данных, стимулированной, прежде всего, распространением технологии RFID, он возник снова.

Новая волна объясняется тем, что объектно-ориентированные базы данных обладают существенными преимуществами по сравнению с реляционными базами при работе с данными в режиме реального времени. Подразделение PeerDirect специализируется на управлении приложений, им создана гетерогенная система репликации данных PeerDirect Replication Engine. Она особенно эффективна в сочетании с ObjectStore.

И наконец, последняя в списке, но далеко не последняя по значению компания Sonic Software. Общепризнанно, что именно Sonic первой предложила концепцию «сервисной шины предприятия» (enterprise Service Bus, ESB), принятую сейчас самыми крупными производителями инфраструктурного программного обеспечения, начиная с корпорации IBM. Компания Sonic также имеет значительный опыт в создании архитектур, ориентированных на сервисы (Service Oriented Architecture, SOA).