В Luxoft готовятся «разменять» 100 млн. долл. к 2007 году
Дмитрий Лощинин: «Если вузы начнут выпускать таких специалистов, в которых нам не пришлось бы сначала инвестировать полгода рабочего времени, то мы готовы за это платить»

Компания Luxoft подвела итоги 2004 финансового года и пятилетия своей деятельности. Сейчас в компании работают более 1000 человек, а оборот за последний финансовый год, завершившийся 31 марта, достиг 25 млн. долл.

«Компания на текущий момент представляет более четверти оборота десяти крупнейших компаний, работающих в нашей области», — заявил генеральный директор Luxoft Дмитрий Лощинин.

В 2003 финансовом году оборот составил около 14 млн. долл. Таким образом, можно говорить о приросте за год в размере 78%. Лощинин выразил уверенность в том, что аналогичные темпы роста сохранятся и в будущем, но вместе с тем признал, что поддерживать их с каждым годом все труднее, поскольку цифры, с которыми оперирует компания, становятся очень значительными. В планах компании — достичь к 2007 году оборота в 100 млн. долл., а к 2010 году — увеличить численность персонала до 10 тыс. человек.

С самого начала существования в Luxoft был создан собственный учебный центр; в этом году подготовку в нем пройдут 1,5 тыс. специалистов. Перед кадровой службой поставлена задача набрать в этом году тысячу новых сотрудников. Для этого предстоит просмотреть примерно 30 тыс. резюме и провести около 15 тыс. интервью с потенциальными кандидатами. «Мы стремимся повлиять на образование, — заявил Лощинин, — для нашей индустрии это определяющий фактор».

Сейчас в совместных программах участвуют такие вузы, как МГУ, МГТУ им. Баумана, СПбГУ ИТМО, Университет «Дубна», ГУ-ВШЭ. При этом нынешний уровень подготовки выпускников, по мнению руководства Luxoft, все еще оставляет желать лучшего.

По словам Лощинина, заказчики Luxoft, ушедшие от индийских разработчиков, недовольны текучестью кадров, которая иногда достигает 70%, а также тем, что в результате массовости в отрасль приходят специалисты с довольно низкой квалификацией. А в России «можно поддерживать профессионализм на том уровне, который мы имеем сейчас».

На экспортном рынке программного обеспечения компания предлагает достаточно широкий спектр продуктов: от крупных транзакционных систем для конкретного заказчика до компонентов, которые затем продаются другими компаниями в составе собственных готовых решений. Есть и законченные тиражируемые продукты: SensiVista — инструмент трехмерного моделирования и мониторинга на базе беспроводных сетей, MeshNetics Suite — набор программных компонентов, алгоритмов и аппаратных решений для нового поколения приложений категории M2M (machine-to-machine). Технологии сенсорных сетей, над которыми работает Luxoft, пригодятся уже в недалеком будущем.

«Мы считаем, у нас есть хороший шанс быть первыми на рынке программного обеспечения для межмашинного взаимодействия», — заявил Лощинин.

Первым западным клиентом Luxoft стала в свое время корпорация Boeing, второй пришла IBM. Из других крупнейших западных клиентов были названы Citibank, Computer Associates, Dell, Deutche Bank, Google, Microsoft, Thompson.

За пять лет работы многие методы, которыми пользовалась Luxoft при работе с клиентами, претерпели существенные изменения. В рамках новых принципов проводится оценка степени зрелости каждого заказчика с точки зрения готовности получения им тех или иных аутсорсинговых услуг, прописываются правила и процедуры, регулирующие деятельность клиента и Luxoft, формируется система показателей, отражающая эффективность совместной работы. Процессы внутри компании сертифицированы на соответствие требованиям модели зрелости CMM и CMMI уровня 5, а также стандарта ISO 9001:2000.

Для ряда клиентов Luxoft создает выделенные центры разработки. Область их деятельности выходит за рамки того, чем обычно занимаются внешние команды разработчиков. В центрах формулируют собственные предложения по внесению изменений в информационную систему заказчика, а это уже приближается к тому, что делают ИТ-подразделения компаний.

Как отмечает генеральный директор IBM по Восточной Европе и Азии Кирилл Корнильев, в настоящее время выделенный центр разработки для IBM в Luxoft (там трудится около 100 человек) имеет статус, позволяющий ему получать доступ к внутренней документации, доступной только сотрудникам самой IBM. Таких полномочий нет ни у одной другой организации в мире.

Более «глубокий» аутсорсинг, возможно, станет той нишей, которую может занять Россия на мировом рынке разработки программного обеспечения на экспорт, чтобы составить конкуренцию таким странам, как Индия и Китай.

По мнению Корнильева, российским компаниям стоит заняться аутсорсингом инноваций. Он уверен, что поставить на поток инновации сложнее, чем кодирование.

А выделенные центры разработки — это как раз то, что позволяет наладить аутсорсинг инновационной деятельности.


Технопарки с человеческим лицом

На итоговой пресс-конференции также обсуждалась популярная тема технопарков.

По мнению Лощинина, они могут быть двух видов — инфраструктурные и социальные.

В инфраструктурных технопарках для высокотехнологичного бизнеса создаются благоприятные условия работы: удобный налоговый режим, недорогие офисные помещения, каналы связи.

В социальных технопарках решаются вопросы создания благоприятной среды для работы сотрудников, и в первую очередь вопросы жилищного строительства.

Руководству ближе вторая концепция: «Бизнес и так может найти подходящие офисные помещения», — считает Лощинин.

Гораздо важнее, чтобы выкупить в свою собственность жилье мог человек, работающий в этом городе и обладающий зарплатой программиста, а не банкира.

Проект создания подобного технопарка компания сейчас реализует в подмосковной Дубне.

В дальнейшем он может развиваться по пессимистичному (государство не окажет никакой поддержки) либо по оптимистичному сценарию (государство предпримет активные шаги). В первом случае речь будет идти о строительстве в Дубне нескольких домов для сотрудников Luxoft частными девелоперскими компаниями, во втором — можно будет говорить о появлении настоящего города программистов, куда приедет действительно много специалистов и где, помимо Luxoft, свой бизнес будут вести десятки других компаний.

В Luxoft полны решимости осуществить проект при любом раскладе: «С поддержкой правительства или без нее мы все равно это сделаем», — заявил Лощинин.