На Западно-Сибирском металлургическом комбинате создан полигон новейших информационных технологий

История внедрения информационных технологий на Западно-Сибирском металлургическом комбинате начинается с 1967 года, когда на предприятии появилась первая ЭВМ (см. Computerworld Россия, № 26-27, 35, 2004). Сегодня там создана масштабная сеть передачи данных (более 140 км оптоволокна), которая охватывает всю территорию комбината и обслуживает более 6,5 тыс. абонентских рабочих станций. Диспетчерская служба предприятия сформирована на базе продуктов компании Hewlett-Packard, таких как OpenView Service Desk и OpenView Operations. К ней, в свою очередь, подключены диспетчерские АСУТП и система контроля информационно-технологических ресурсов. Силами собственных специалистов при поддержке компании «Аквариус Консалтинг» на «ЗапСибе» внедрена система планирования ресурсов предприятия mySAP.

Поначалу в качестве аппаратной составляющей система имела два четырехпроцессорных RISC-сервера, объединенных в кластер. С увеличением числа пользователей появилась необходимость переноса mySAP на более производительную платформу. Для этого был выбран аппаратный комплекс HP Integrity Superdome с 16 процессорами Itanium 2. Установка mySAP на HP Integrity Superdome оказалась первым проектом такого рода в Европе.

В начале марта 2005 года на Западно-Сибирском металлургическом комбинате состоялось официальное открытие первого в России специализированного отраслевого центра компетенции компании Hewlett-Packard.

По словам ИТ-директора ЗСМК Элмурода Расулмухамедова, когда на заводе приступали к построению ИТ-инфраструктуры, задачу создания центра компетенции никто не ставил.

«Но исторически сложилось так, что решения Hewlett-Packard нас устраивали, в частности, потому что компания предлагает не только оборудование и программное обеспечение, но и определенную идеологию», — подчеркнул он.

Как отмечает Расулмухамедов, применение комплексного подхода, основанного на универсальной идеологии HP, к управлению металлургическим бизнесом позволило по-новому взглянуть на открывающиеся возможности. Необходимость разработки дополнительного специализированного ПО для металлургии стала очевидной. Тогда и начались переговоры с HP об организации центра компетенции.

Идеология, стратегия

Идей, лежащих в основе создания центра компетенции, несколько. Прежде всего, ИТ-специалисты «ЗапСиба», имея знания об особенностях отрасли, смогут создавать решения для металлургии на современной технологической платформе. И пользоваться для их продвижения услугами отдела маркетинга HP.

Кроме того, появятся условия для творческого труда, соответствующего уровню квалификации разработчиков «ЗапСиба», что, безусловно, будет способствовать их удержанию на предприятии.

Центр будет выполнять функции испытательного полигона ИТ-решений и новых технологий HP. Специалисты «ЗапСиба» получают доступ к инновационным разработкам компании.

«Это дорогого стоит, потому что так мы снижаем свои риски вложений в ИТ. Ведь лучше сначала что-то попробовать, а потом уже принимать решение о покупке», — утверждает Расулмухамедов. Кроме того, в центр компетенции на «ЗапСибе» будет поставляться оборудование и программное обеспечение HP на льготных условиях.

Для HP создание центра компетенции на «ЗапСибе» лежит в русле общей стратегии компании.

«Мы хотим открыть окно в мир для своих партнеров, в первую очередь локальных разработчиков, которые не только создают уникальные решения для себя, но и готовы экспортировать их на коммерческой основе, — заявил генеральный директор HP Россия Оуэн Кемп. — Компания стремится к тому, чтобы решения, основанные на наших технологиях, могли использоваться для практической деятельности во всех странах».

У Hewlett-Packard число заказчиков в металлургической отрасли довольно велико. По мнению Кемпа, целесообразность создания центра компетенции в России очевидна. С одной стороны, потому, что страна имеет большой металлургический рынок и обладает в этой области высоким потенциалом. С другой стороны, для зарубежных коллег полезно знакомство с российской практикой в данной отрасли.


Центр компетенции изнутри

Основой центра ЗСМК является HP Integrity Superdome. В составе инфраструктуры продолжает действовать кластер из двух RISC-серверов HP 9000 N 4000, а также системы хранения данных HP StorageWorks Enterprise Virtual Array. Управление ИТ-ресурсами осуществляется с помощью программных решений семейства HP OpenView.

«Данный проект — первый опыт организации центра компетенции на базе предприятия-заказчика, где на практике можно убедиться в действенности и эффективности тех или иных решений для бизнеса. Ранее подобные центры функционировали лишь на базе партнеров HP, — отметил Кемп. — Уровень компетенции специалистов ЗСМК настолько высок, что позволяет им решать собственные задачи развития ИТ-инфраструктуры, а также активно участвовать в разработке отраслевых стандартов».

Это, прежде всего, стандарты, основанные на практике по разработке, тестированию и интеграции приложений. Речь также идет о создании методологии внедрения и использования в металлургии таких решений, как Help Desk, ITSM, Service Level Management.