«Открытые системы»

В центре внимания форума IBM оказались программные технологии, повышающие эффектность бизнеса

Еще недавно аббревиатуры SOA (service-oriented architecture) и ESB (enterprise service bus) отдавали экзотикой. Но сегодня сервис-ориентированные архитектуры и сервисная шина предприятия становятся обязательными атрибутами сложных информационных инфраструктур.

Корпоративное видение текущего состояния рынка программного обеспечения для бизнеса в ходе форума по программным решениям «Повышение эффективности ведения бизнеса и оптимизация ИТ-инфраструктуры» было отражено в докладе директора по маркетингу IBM EMEA Джона Галлахера

Представительство IBM провело в Москве форум по программным решениям «Повышение эффективности ведения бизнеса и оптимизация ИТ-инфраструктуры». Сочетание в одной фразе ИТ и бизнеса отражает веяние времени, а именно то, что интеграция бизнеса и информационных технологий становится одной из важнейших тенденций современных корпоративных компьютерных систем. В докладах основной сессии, имевшей близкое название, «Решения IBM для повышения эффективности бизнеса», доминировали такие термины, как оптимизация и управление инфраструктурой, интеграция бизнес-процессов, потоков информации, и им подобные.

Более традиционные сессии «Продукты и технологии» и «Сервисная поддержка» оказались отодвинутыми на второй план. Но показательно, что и здесь, в сугубо технологической области, речь шла не об операционных системах и базах данных, а о продуктах, что было характерно для совсем недавнего прошлого. Основное внимание было сосредоточено на решениях, поддерживающих бизнес-процессы.

Корпоративное видение текущего состояния рынка программного обеспечения для бизнеса было отражено в докладе директора по маркетингу IBM EMEA Джона Галлахера. Свое выступление Галлахер начал с рассказа о результатах опроса генеральных директоров 450 крупнейших компаний. Их спрашивали о том, в чем они видят основные задачи, стоящие перед ИТ-подразделениями. Первые три места заняли следующие мнения: обеспечение согласованности между бизнесом и ИТ с целью роста прибыли и снижения издержек; обеспечение предприятиям большей реактивности и оперативности в действиях; обеспечение большей эффективности в деятельности отдельных исполнителей и команд.

Эти ответы свидетельствуют об изменившейся оценке роли, места и функций ИТ со стороны руководителей предприятий, она поднялась до того уровня, что наконец, по их мнению, информационная инфраструктура стала одним из важнейших факторов в обеспечении бизнеса их предприятий. Еще несколько лет назад нельзя было представить себе, будто руководители крупных корпораций станут обосновывать то, зачем им нужны ИТ и что они от них хотят, однако факт налицо. Информационные системы действительно могут обеспечивать комплексное управление бизнесом, а не автоматизировать отдельные составляющие и обеспечивать передачу данных. Однако высокая оценка и большие полномочия, передаваемые ИТ, одновременно предполагают высокую меру ответственности подразделений. Поэтому на приоритетное место выходит стратегическое управление ИТ, теперь часто называемое IT Governance. Это далеко не то оперативно-техническое управление, к которому мы привыкли. Оно не является прерогативой системных администраторов, а входит в полномочия высшего руководства и составляет часть управления предприятием в целом и требует наличия выделенных организационных структур и руководителей, а также осуществления процессов, обеспечивающих соответствие ИТ-стратегии и целям компании. Техническая поддержка IT Governance складывается из создания гибкой инфраструктуры, следования открытым стандартам, позволяющим разрабатывать гетерогенную среду, ориентированную на сервисы.

Такая модель призвана создавать операционную среду для выполнения бизнес-процессов, работающую по требованию (On Demand Business Environment), и платформу для разработки программного обеспечения (Software Development Platform, SDP).

Под платформой для разработки в IBM понимают организационную структуру, возглавляемую менеджером проекта и состоящую из трех основных коллективов. Со стороны бизнеса выступают руководители и конечные пользователи, которые определяют модель бизнеса и другие требования. Область ИТ представлена архитекторами, аналитиками, разработчиками и тестировщиками. Реализацию и эксплуатацию осуществляет коллектив, в состав которого входят менеджеры, обеспечивающие внедрение, поддержку приложений и операционное управление.

Все три категории специалистов работают во взаимодействии, образуя единый замкнутый цикл «модель — анализ — разработка — тестирование — внедрение — оптимизация — новая модель».

С программистской точки зрения платформа для разаботки может быть представлена в виде открытой четырехуровневой модели. Нижний уровень образует операционная система Linux, следующий уровень — открытые серверы приложений на основе J2EE и Apache. Третий — открытые технологии интеграции приложений. Верхний уровень — открытая платформа для разработки интеграционных средств Eclipse.

Галлахер назвал SOA не только фундаментом операционной среды для выполнения бизнес-процессов, работающей по требованию, но и основой ее «генетической модели». Преимущества SOA, действительно делающие ее незаменимой основой для реализации бизнес-процессов, заключаются в том, что она позволяет представить любое приложение или ресурс как услугу со стандартным интерфейсом. Универсальность представления приложений дает возможность обеспечить обмен между ними структурированной информацией, гибко организовывать потоки бизнес-процессов. В качестве основного инструмента реализации сервис-ориентированную архитектуру Галлахер назвал ESB. Сервисная шина предприятия интегрирует в единую систему, казалось бы, разнородные сущности: и данные, и потоки сервисов, существующие и новые приложения, портальные сервисы, запросы на сервисы по протоколу SOAP, а также взаимодействия класса B2B.