«Сети»

Рынок мобильного контента и дополнительных услуг в сетях подвижной и фиксированной связи — один из самый быстрорастущих сегментов отечественной ИКТ-индустрии

По оценке аналитиков J?Son & Partners, объем рынка мобильного контента и дополнительных услуг в сетях подвижной и фиксированной связи в 2004 году достиг 300 млн. долл., увеличившись втрое по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что к концу 2005 года он вырастет до 550-650 млн.

Молодой, но перспективный

Всего три года назад рынка VAS (Value Added Services — «услуги с добавленной стоимостью») в сетях связи попросту не существовало. Сотовые операторы довольствовались предоставлением голосовых сервисов, «снимая сливки» с прироста абонентской базы. А городские телефонные сети оказывали лишь бесплатные справочные услуги.

С ужесточением конкуренции и снижением уровня выплат от абонентов сотовой и фиксированной связи операторы начали искать дополнительные источники дохода. В проводных сетях внедрение новых услуг ограничилось карточками предоплаты и скудным предложением развлекательных сервисов. В то же время операторы и контент-провайдеры развернулись «по полной».

Пионерами стали компании «БиОнЛайн» и «Инфон», еще в 2001 году предложившие абонентам сотовой связи дополнительные сервисы. Сегодня на рынке работает более 130 контент-провайдеров, причем «первопроходцы» по-прежнему занимают здесь лидирующие позиции.

«Цвет» отечественной VAS-индустрии можно было увидеть на конференции «Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Мобильный контент. Технологии и бизнес», организованной компанией CompTek, куда ее ключевые игроки съехались для обсуждения проблемных вопросов и разработки стратегии дальнейших действий.

Показательно, что сегодня около 15% доходов операторов сотовой связи составляет предоставление этого вида услуг. А со временем доля неголосовых сервисов в бизнесе этих компаний будет увеличиваться: аналитики из компании «Восточный Ветер» прогнозируют, что в 2006 году оказание такого рода услуг принесет примерно 19% выручки операторов, а в 2007 году — 22-24%.

Основываясь на данных, полученных аналитиками J&P, можно видеть, что рынок еще далек от насыщения и у него имеется несколько направлений для дальнейшего роста. Одной из самых перспективных областей является предложение услуг аутсорсинга конференц-связи операторами. Но на первых порах расти можно и, понемногу вкладывая средства в развитие таких сервисов, как CRBT (Call Ring Back Tone). Суть этой услуги в следующем: пользователь выбирает понравившуюся мелодию звонка и запрашивает ее на свой телефон. После того как абонент сделал заказ, с его персонального счета списывается необходимая сумма, а ему высылается аудиофайл. Этот незамысловатый сервис не требует серьезных первоначальных вложений и затрат на эксплуатацию и в то же время может принести немалый доход оператору.

Производители готовы на все

Необходимую технологическую базу под различные решения готовы предоставить производители. Так, в портфеле компании CBOSS, помимо разработок для доставки мобильного контента, имеются системы передачи сообщений (Global Messaging System). К примеру, продукт под названием CBOSSismsgw, позволяющий значительно снизить нагрузку на сервер и обеспечивающий доставку сообщений с первого раза.

Компания Alcatel готова передать в распоряжение заказчиков универсальную открытую сервисную платформу OSP для оказания мультимедийных услуг. По утверждению разработчиков, возможности данного продукта позволяют передавать контент не только в сетях подвижной и фиксированной связи, но и в так называемых сетях следующего поколения (NGN, Next Generation Network). Основной принцип системы — ориентированность на пользователя и конвергентность: подписчики сервисов VAS должны получать необходимые услуги в удобное время в любом месте. Функционал OSP уже оценили в холдинге «Система Телеком», в настоящее время осуществляющем внедрение решений Alcatel.

Компаниия «Восточный Ветер» познакомила участников конференции со своим решением EW MSP, VAS-платформой для операторов мобильной связи. Система может не только управлять тарификацией по заданным параметрам и создавать отчеты, но и осуществлять доставку мультисервисного контента, а также следить за передачей пользователям оплаченного трафика. Кроме того, по утверждению разработчика, данное решение способно разрешить серьезную проблему адекватного распределения доходов между поставщиками контента и операторами. Ведь контент-провайдеры, выполняющие «черную работу» для операторов связи, зачастую не получают за нее должного вознаграждения. По оценке J&P, российским поставщикам контента достается лишь 20-30% доходов от реализации VAS, причем примерно 15% этой суммы уходит на отчисления правообладателям. Из-за несовершенства правовой базы и отсутствия четких регламентов «сливки» снимают операторы. В то же время во всем мире доходы операторов от VAS гораздо скромнее: небезызвестный японский оператор DoCoMo забирает себе 10% выручки от предоставления неголосовых услуг.

На российском рынке дополнительных сервисов в сетях связи еще много нерешенных проблем. Помимо административно-правовых неурядиц, существуют трудности с определением статуса игроков и разграничения сфер деятельности. Вызывает тревогу и положение дел с предоставлением VAS в сетях фиксированной связи. Основным сервисом здесь является предложение prepaid-карт. Но прибыль от этой услуги не может покрыть колоссальные суммы задолженности по оплате междугородных разговоров абонентов городских телефонных сетей. К тому же востребованность сервисов, предоставляемых операторами фиксированной связи, неуклонно снижается из-за развития рынка сотовой связи. Для того чтобы выжить, традиционной телефонии необходимо развиваться и предоставлять пользователям дополнительные услуги, причем делать это нужно как можно скорее, пока отставание от развития рынка мобильного контента не стало критическим.

В целом остается впечатление, что среди основных участников рынка пока нет единого мнения о том, как, в каком направлении должен развиваться сегмент и что его ждет в ближайшие годы. Единственное, что не вызывает сомнений ни у кого, — это то, что рынок еще несколько лет будет расти стремительными темпами. Уже в ближайшее время стоит ожидать появления новых игроков. Совсем скоро со своими предложениями выступит сотовый оператор «Скайлинк». Аналитики также прогнозируют появление выхода на рынок большого числа иностранных компаний. За примером далеко ходить не надо: не так давно южноафриканская фирма iTouch приобрела компанию Jippii, занимающую, по данным J&P, седьмое место в рейтинге ведущих контент-провайдеров нашей страны. Несмотря на ожидаемое укрупнение субъектов рынка, спровоцированное слияниями и поглощениями, к концу нынешнего года число поставщиков контента, предоставляющих услуги на местном рынке, достигнет 250.


VAS: «услуги с добавленной стоимостью»

Объем российского рынка мобильного контента и дополнительных услуг в сетях подвижной и фиксированной связи в 2004 году достиг 300 млн. долл., увеличившись втрое по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что к концу 2005 года он вырастет до 550-650 млн. По мнению аналитиков компании J?Son & Partners, картина популярности услуг из области мобильного контента выглядит следующим образом: