На Всероссийском форуме пользователей ERP-систем много говорилось о роли команд, занимающихся внедрением

В Москве прошел III Всероссийский форум предприятий — пользователей ERP-систем. Его организатором выступила компания TopS Business Integrator. Представители двух десятков предприятий рассказали о том, как у них проходило внедрение ERP-систем. Конечно, чужой опыт полезен лишь отчасти: как не бывает двух одинаковых предприятий, так не бывает и двух одинаковых проектов. Однако есть то, что роднит рассказы о проектах, — понимание важности человеческого фактора.

Так, «Агентству по ипотечному жилищному кредитованию» пришлось заниматься автоматизацией управленческого учета и планирования в условиях быстро развивающегося бизнеса, изменений в законодательстве, собственной реструктуризации и т. д. Начальник управления информационных технологий агентства Иван Зайцев отметил, что в такой ситуации помог профессионализм внедренческой команды, всегда готовой к диалогу с пользователями и партнерами, чутко реагирующей на происходящие вокруг события и порой весьма оперативно меняющей внутренние приоритеты среди компонентов системы по ходу ее разработки.

Проект был не просто разделен на этапы, но первый этап, по словам Зайцева, был выделен в качестве базиса для развития системы, что позволило в дальнейшем выбирать направление развития в зависимости от складывающихся потребностей компании. При постановке задачи в проект были включены требования, без которых можно было обойтись на первом этапе, но которые признавались актуальными к моменту завершения внедрения. В качестве базовых продуктов выбраны MBS Axapta и Pivotal E-Relationship (в числе других функций осуществляющая и функции CRM), которые, по выражению Зайцева, в случае необходимости, можно модернизировать «малой кровью». Кроме того, была предусмотрена возможность интеграции подсистем, намеченных на более позднее внедрение. Все это сочеталось с анализом перспектив изменения бизнес-процессов компании.

Важность четкого распределения ролей в ходе проекта внедрения отметила Галина Мухамедшина, финансовый директор Сарапульского ликероводочного завода, где также было проведено внедрение системы MBS Axapta. Кроме того, Мухамедшина подчеркнула, что успеху внедрения способствовала продуманная работа с теми, кому предстояло эксплуатировать систему. На предприятии была проведена аттестация сотрудников, прохождение которой многим помогло поверить в то, что они смогут работать в новых условиях.

Также участников форума заинтересовал рассказ Андрея Годунова, директора по внедрению новой финансовой системы компании «ВымпелКом», о внедрении Oracle E-Business Suite. Этот проект стартовал в декабре 2002 года, а с начала 2004 года девять модулей финансов и логистики работали в режиме промышленной эксплуатации, обслуживая 500 пользователей. При этом бюджет проекта составил менее 1% от выручки компании. По словам Годунова, в эту сумму вошли внешние расходы (услуги партнеров, стоимость лицензий) и не включены расходы внутренние, подсчитать которые довольно сложно. Не все проходило гладко: внедрение системы совпало с реорганизацией компании, менялись ключевые руководители проекта как от заказчика, так и от исполнителя. Для подстраховки запуск системы производился поэтапно, по бизнес-процессам. Уже в 2004 году все четыре квартала были «закрыты» с помощью системы. В это же время был проведен финансовый и технический аудит системы, а отчетность предоставлена на биржу NYSE (собственно, обязательность предоставления отчета на биржу и инвесторам и продиктовала необходимость столь быстрого срока внедрения). Годунов, как и другие докладчики, подчеркнул, что один из главных критериев успеха проекта — люди. Это и поддержка со стороны руководства, и хорошие эксперты, и, наконец, профессиональная команда внедрения.

«Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» (КнААПО) в настоящее время внедряет систему Baan IV Aerospace & Defence. По словам начальника отдела внедрения и эксплуатации системы КнААПО Владимира Игнатенко, главная задача проекта состоит в получении возможности учета затрат и ресурсов абсолютно на всех стадиях проектирования и производства. Все осложняется тем, что предприятие не само занимается проектированием, а получает проектную документацию от своих партнеров. Отсюда и одна из непростых проблем, которая находится на стадии решения, — ведение справочников изделий.

Производственники знают, что данные из систем PDM (product data management — «управление данными об изделиях») не отличаются единообразием. Отличительной чертой проекта является также его длительность. Все модули сначала подробно тестируются и отрабатываются на производстве изделий, технология создания которых практически полностью отработана. И только сейчас в план включена отработка и дальнейшее внедрение системы там, где намечен выпуск нового изделия. Очень велика роль проектной команды, которая день за днем работает и с руководством завода, и с простыми пользователями системы, обучая, убеждая, разъясняя все тонкости и особенности Baan IV.

«Главное условие успеха проекта — ?готовность к подвигу? проектной команды», — подчеркнул Игнатенко.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями