Несмотря на горячие дебаты, бума ИТ-аутсорсинга в России пока не наблюдается

Если за пределами отрасли информационных технологий аутсорсинг уже достаточно распространен, то бума ИТ-аутсорсинга в России пока не наблюдается, хотя тема эта обсуждается часто. Между тем по итогам опроса, проведенного компанией Accenture в 2004 году, ИТ-аутсорсинг с большим отрывом занимает первое место среди прочих видов подряда. Примерно 60% опрошенных компаний передают сторонним исполнителям функции ИТ-службы, 44% — обучение сотрудников, 43% — закупки, 31% — управление персоналом, 21% — ведение бухучета и финансы, и 21% — ведение отношений с клиентами.

Конференция «Аутсорсинг бизнес-процессов: модель оптимизации затрат компании» весьма точно отражала состояние дел в этом сегменте отечественного рынка. Большая часть специалистов российских компаний вообще не знает, что такое аутсорсинг. Те же немногие, кто знает, интересуется и даже не прочь воспользоваться этой моделью, сталкиваются с разрозненными сведениями, которые не складываются в целостную картину.

Что собой представляет рынок аутсорсинга? Кто его главные игроки? Чем они отличаются? В поисках ответов на эти вопросы руководители ИТ-департаментов, выбирающие поставщика услуг, посещают одну конференцию за другой и ... везде встречают одни и те же лица. Несмотря на перспективность направления как такового, сам рынок еще не сложился. Услуги аутсорсинга готовы предоставлять крупные системные интеграторы, телекоммуникационные компании, сервисные подразделения поставщиков оборудования и консалтинговых компаний, но реальный спрос еще нельзя назвать серьезным. Соотношение поставщиков и потенциальных заказчиков в секции, где обсуждались проблемы организации ИТ-аутсорсинга, по самой оптимистичной оценке, составляло 5:1. На этой стадии развития рынка вряд ли можно говорить о полноценном аутсорсинге. Для обозначения характера той деятельности, которая имеет место сегодня, придумано жутковатое словцо «ауттаскинг», означающее передачу на сторону отдельных бизнес-задач. Уровень рисков при таком «точечном» аутсорсинге ниже, и участники конференции выразили мнение, что спрос на него будет расти и недостатка в поставщиках таких услуг также не будет.

Например, компания Cisco Systems, активно привлекающая внешних подрядчиков, полностью передала на аутсорсинг только расчет заработной платы, все же остальное — ауттаскинг. Так, поддержка 6 тыс. ноутбуков, используемых сотрудниками Cisco, передана IBM, что, по словам консультанта группы Internet-бизнес-решений Cisco Николая Ермошкина, резко уменьшило стоимость их обслуживания при увеличении качества.

В США примерно пятая часть всех ИТ-расходов сегодня попадает в руки аутсорсинговых компаний. При этом до 70% всех контрактов по разным причинам заканчиваются досрочно. Аутсорсинг как бизнес-модель предполагает заключение долгосрочных договоров, за время действия которых экономика успевает пройти несколько циклов, соответственно меняются бизнес-приоритеты руководства заказчика (например, снижение затрат на повышение производительности). В то время как поставщик аутсорсинговых услуг первые два-три года теряет деньги, начиная зарабатывать только во второй половине действия контракта, что часто приводит к напряженности и конфликтам с клиентами.

В России основной движущей силой рынка аутсорсинга является нехватка ресурсов, а не поиск дешевых решений. ИТ-специалисты стоят относительно дешево, поэтому достичь экономии не так-то просто. А вот повысить качество выполнения работы за счет привлечения внешнего исполнителя вполне реально, как и избавиться от головной боли, связанной с непрофильной деятельностью. Парадокс в том, что отнюдь не все клиенты хотят от нее избавиться.

Нежелание руководства заказчика открывать свои финансовые показатели, боязнь ИТ-директора обнаружить некомпетентность в оценке реальной стоимости услуг ИТ-подразделения, потерять влияние из-за передачи сэкономленной на аутсорсинге части бюджета другим подразделениям часто становятся непреодолимыми барьерами для поставщика услуг.

Поставщики говорят: основная проблема в том, что в России клиент не знает, сколько стоит та или иная функция его ИТ-службы, соответственно не может сформировать тендерное предложение. Очень немногие ИТ-директора понимают, что такое общая себестоимость сотрудника, включающая часть инфраструктурных затрат (страховка, налоги, обеспечение рабочего места всем необходимым и др. — в сумме их размер, по оценке компании «Крок», достигает четырех зарплат). Тратить деньги, чтобы разобраться в этом, заказчик, как правило, не желает. Чаще наблюдается обратная ситуация: клиент ждет оценок от поставщика услуг. Обследование требует инвестиций, и для аутсорсинговой компании это дополнительный риск: получив нужные оценки, заказчик может уйти к конкурентам. Многие переговоры завершаются на этой стадии.

Как у всех ИТ-компаний, зарплата в затратах аутсорсинговой компании имеет высокий удельный вес. Поэтому, по словам руководителя отдела Siemens Business Solutions Дениса Качесова, на отечественном рынке ИТ-аутсорсинга таких компаний, как SBS, единицы: в выполнении точечных аутсорсинговых задач они не в состоянии соперничать с небольшими отечественными фирмами, которые платят сотрудникам зарплату «в конвертах».