Сокращение числа новинок крупнейших компаний на CeBIT создает ложное чувство, что в отрасли ничего не происходит. Однако они все чаще выбирают другое время для запуска новых продуктов и услуг. Выставка же все больше превращается в некий «айтишный Давос». Стенды, экспозиции, шоу-программы становятся лишь декорацией к главному процессу — вершению судеб ИТ-индустрии

Вот уже несколько последних лет модно говорить о том, что мировой кризис в ИТ-индустрии бьет и по ганноверской выставке CeBIT. И, несмотря на то что мировой ИТ-рынок вышел на траекторию устойчивого роста с темпами примерно 4,3%, число экспонентов в этом году увеличилось не так заметно, общая выставочная площадь даже слегка сократилась, а суммарное количество посетителей снизилось более чем на 5%.

Если в прошлом году их, по официальным данным Deutche Messe, на CeBIT пришло 510 тыс. человек, то в этом году — 480 тыс. Снижение интереса подтверждают и представители компаний, занимающихся размещением прибывающих гостей.

«В этом году заезд значительно сократился. Я работаю здесь уже восемь лет и еще ни разу не было такого первого дня CeBIT, — заявил сотрудник одной из этих фирм. — Посмотрите, какая пустота!»

То, как показали себя на выставке старейшие мировые ИТ-компании, также оставило неоднозначное впечатление. За исключением немецких корпораций SAP и Siemens, для которых эта выставка — домашняя, многие крупные игроки оказались гораздо менее заметными. Скажем, для Intel выставка проходила всего через неделю после состоявшегося в Сан-Франциско форума Intel Developer Forum, где и прозвучали главные анонсы. Компания AMD представила на CeBIT мобильный процессор Turion, но при этом решила не обзаводиться собственным стендом и предпочла предложить свою продукцию на стендах партнеров. Не показывали на CeBIT 2005 свои принтеры такие компании, как Epson и Hewlett-Packard, также ограничившись экспозицией у партнеров.

Кто действительно правил бал на CeBIT, так это экспоненты из Азиатско-Тихоокеанского региона. Из этой части света на выставку прибыли представители 1677 компаний. Численность посетителей из данного географического региона и вовсе побила все рекорды. По словам организаторов, их было 35 тыс. человек, что на 42% больше, чем в прошлом году. Для сравнения, количество участников из Центральной и Восточной Европы составило 292.

Среди азиатских участников на первом плане, конечно же, корейские гиганты LG и Samsung, «выстрелившие» на выставке целым фейерверком новинок во всех сегментах, где они работают. За ними следует еще ряд известных компаний, таких как ASUSTeK, Benq, NEC, Sony, также приурочивших выход продуктов специально к CeBIT.

Главная тенденция CeBIT 2005 — переход от демонстрации технологии в чистом виде к показу ее конкретных применений, что особенно ярко проявилось в сегменте цифровой техники и телекоммуникаций.

Ведь рекордными скоростями и мегагерцами уже вряд ли кого удивишь, а стандартными параметрами и подавно. Например, премьера потрясающей 102-дюймовой плазменной панели Samsung некоторыми комментаторами была воспринята с долей иронии: понятно же, что экран такого размера вряд ли будет востребован массовым рынком. Аналогично и с процессорами, вычислительная мощность которых достаточна для решения самых сложных задач, а также с развитием технологий DSL, благодаря которым постоянный Internet-доступ со скоростью 10 Мбит/с стал реальностью уже для очень многих.

Как распорядиться всей этой мощью — вот вопрос, на который индустрия должна будет ответить покупателям ее продукции. И на первый план действительно выходят всевозможные концепции и приложения. В частности, концепция цифрового образа жизни, взятая на вооружение год-два назад небольшим количеством компаний, теперь подхвачена всей индустрией как спасительная соломинка, держась за которую можно будет и дальше наращивать обороты. Большинство производителей на нынешней выставке CeBIT так или иначе показали желание участвовать в строительстве «цифрового дома».

А производители телекоммуникационного оборудования и операторы придумали, чем загрузить построенные каналы связи. Например, ZyXEL представила платформу Video-over-IP на основе своего нового видеотелефона, подключаемого к DSL-маршрутизатору, Lucent показала автомобильный терминал для высокоскоростного доступа в Internet из автомобиля, работающий в сетях третьего поколения, и зачитывающий водителю поступающие сообщения электронной почты. А немецкий провайдер Freenet.de предложил решение, благодаря которому можно сэкономить на звонках по мобильному телефону. Когда пользователь приходит домой, телефон переключается на установленную там базовую станцию, и телефонные разговоры начинают передаваться по более дешевому VoIP-каналу, который в свою очередь организуется при помощи DSL-соединения.

Все перечисленные новинки предназначены в первую очередь для потребительского сектора. Казалось бы, наращивание экспозиции в этом направлении и есть тот путь, по которому выставка может развиваться в будущем. Но именно с ним эксперты связывают свои основные опасения. Крен в «консюмеризм» чреват тем, что аудитория мероприятия становится менее профессиональной, а само оно рискует превратиться в более локальное, а не всемирное.

С другой стороны, организаторы CeBIT стараются предпринять максимум усилий, чтобы сохранить аудиторию специалистов, и даже заявляют о том, что доля последних в этом году составила рекордные 88%. Например, выделяют специальные площадки для новых, перспективных направлений. Впервые под демонстрацию технологий и решений в области безопасности был отведен целый павильон.

Следом за павильоном безопасности размещен павильон, посвященный офшорному программированию, где свои услуги предложили специалисты из разных стран, в том числе и российские, входящие в ассоциацию «Руссофт». Рядом — павильон с решениями для госсектора и фундаментальными научными разработками, которые смогут найти свое отражение лишь в отдаленном будущем. Там конечных пользователей не наблюдалось совсем.

Павел Куприянов — корреспондент еженедельника Computerworld Россия. С ним можно связаться по электронной почте по адресу pavel_kup@osp.ru

Аудиторию CeBIT можно разделить на две категории. Первые приходят увидеть что-то новое. И для них в век информационных технологий выставка как жанр становится все менее удобным способом получения информации. Вторые приехали туда за живым общением, именно эти люди получили от CeBIT максимум пользы. Менеджерам ИТ-компаний, с которыми удалось пообщаться, казалось, совершенно неинтересно, что происходит на соседних стендах, — им бы со всеми контактами вовремя разобраться. Ведь такое количество представителей топ-менеджмента из самых разных стран в одном месте собирается очень редко.

Сокращение числа новинок крупнейших компаний создает ложное чувство, что в отрасли ничего не происходит. Однако они все чаще выбирают другое время для запуска новых продуктов и услуг. Выставка же все больше превращается в некий «айтишный Давос». Стенды, экспозиции, шоу-программы становятся лишь декорацией к главному процессу — вершению судеб ИТ-индустрии. Но протекает он не в шумных павильонах, а в тихих переговорных комнатах, подальше от посторонних глаз, поэтому и остается невидимым для большинства.