«Директор информационной службы»

Екатеринбургские финансисты интересуются ролью ИТ в их бизнесе

Компании «Инфосистемы Джет» и ВМС Software провели в Екатеринбурге семинар «Бизнес-ориентированное управление ИТ в современной организации». Особый интерес представленные решения вызвали у руководителей ИТ-служб банков Уральского региона.

«Для нас уральский регион привлекателен в первую очередь банковским сегментом. Ситуация на нем чем-то похожа на столичную, но здесь все чувствуется более остро и контрастно. Для нас очень важно вовремя уловить эти тенденции и потребности рынка», — пояснил начальник отдела систем управления компании «Инфосистемы Джет», Сергей Довгань.

На отечественном рынке банковских услуг сложилась парадоксальная ситуация, когда банки испытывают дефицит объектов кредитования. Нельзя сказать, что ценные бумаги и акции предприятий, столь привлекательные до кризиса 1998 года себя полностью дискредитировали, однако этот рынок не вернулся к прежним размерам. В борьбе за крупного корпоративного клиента банковские структуры стремятся к укрупнению, но и эта практика не всегда оправдывает себя. Во-первых, количество корпоративных клиентов растет не так быстро, как того хотелось. А во-вторых, даже слияние банковских капиталов не всегда позволяет гарантировать, что лакомый корпоративный клиент доверит свои активы именно объединенной финансовой группе. Все это способствует тому, что рынок частных вкладчиков все более привлекает внимание финансистов.

По оценкам специалистов «Инфосистем Джет», на сегодняшний день в уральском регионе функционируют около полусотни банков; из них два десятка локальных. Высочайшая конкуренция приводит к их более агрессивной политике. В результате большое значение уделяется ИТ, которое является неотъемлемой частью бизнеса. Показательно, что во многих банках региона ИТ отделы переименованы в отделы «управления банковскими технологиями».

В ходе семинара основное внимание было уделено концепции «управления бизнес-сервисами» (Business Service Management, BSM) и тому, как она помогает сфокусировать ИТ-подразделения на достижение стоящих перед организацией бизнес-целей. Представители компании BMC Software познакомили слушателей с методологией Routes to Value как средством обеспечения последовательного внедрения концепции BSM. Специалисты «Инфосистемы Джет» подробно остановились на трех важных процессах деятельности ИТ-подразделений: построение моделей зависимостей бизнес-сервисов от ИТ-инфраструктуры для обеспечения оперативного управления ИТ; мониторинг вычислительных комплексов и приложений; и организация службы поддержки пользователей.

Акцент на этих темах был сделан сознательно, исходя из понимания организаторами семинара интересов ИТ-департаментов предприятий региона. В первую очередь их представителей интересовали вопросы, связанные с отражением в концепции BSM их обязательств перед бизнесом, то есть за что с них спросят. Во-вторых, представление оперативной информации о том, какими ресурсами, как программно-аппаратными, так и людскими, они располагают. Интерес к аудиту информационных систем в условиях постоянной эволюции ИТ-систем предприятия объясняется тем, что в среде большого парка оборудования, руководителю ИТ-подразделения крайне важно знать, как от него зависит бизнес. Традиционные процедуры инвентаризации не способны дать ответа на эти вопросы.

Сервисно-ресурсная модель предприятия, где сверху обязательства ИТ перед бизнесом, а снизу ресурсы, которыми располагает ИТ, позволяет установить наглядные связи между ними. К примеру, если вышел из строя один из серверов, то в оперативной обстановке необходимо оценить, на работе каких бизнес-подразделений это скажется в первую очередь, какие бизнес-сервисы зависят от этого конкретного сервера. Как только будет получен ответ на этот вопрос для всех серверов, то можно будет составить список приоритета оборудования. В условиях ограниченного бюджета на техническую поддержку и набор персонала можно оптимизировать расходы, уделяя первоочередное внимание оборудованию из первых строчек этого списка.


На одном языке

Компания Micromuse в апреле планирует представить программный пакет, призванный помочь компаниям быстрее находить связь между сетевыми сбоями и показателями работы приложений и гарантировать, что эти показатели соответствуют предопределенным уровням обслуживания.

Компания, известная своим программным обеспечением управления сбоями Netcool, объявила о том, что она интегрировала современные технологии, разработала ряд новых технологий и добавила возможности, лицензированные у компании Collation, для того чтобы создать свои два решения для управления бизнес-сервисами: BSM Availability и BSM Assurance.

Компания Micromuse уже выпускает программное обеспечение для измерения влияния сетевых событий на уровни обслуживания за счет корреляции данных, поступающих из различных источников, которая производится при помощи выпускаемого компанией Netcool/SLA Manager. Однако представители компании заявили, что приложения BSM будут включать в себя интеллектуальный анализ показателей работы приложений и состояния сети.

Специалисты отмечают, что средства категории BSM требуются для интеграции уведомлений о производительности и индикаторов работы множества систем. Программное обеспечение Netcool делает это сейчас с сетевыми событиями и предлагает единое представление о событиях в центре обработки данных, но компании предстоит еще приложить значительные усилия для того, чтобы интегрировать данные о показателях работы приложений управлением сбоями. Производители управляющего программного обеспечения, такие как BMC, Computer Associates, IBM Tivoli и HP, за последние полтора года представили продукты, которые обещают возможность корреляции работы бизнес-сервисов с учетом того, насколько хорошо сетевая инфраструктура реагирует на приложения и поддерживает их.

BSM Availability — это серверное программное обеспечение, которое позволяет потребителям обнаруживать компоненты приложения в своих сетях и моделировать сервисы. После установки этот инструментарий идентифицирует приложения и их зависимости и автоматически заполняет сервисную модель на основе инфраструктуры приложения. BSM Assurance — это шаг еще дальше. Данный продукт предусматривает установку агентов на управляемых устройствах для того, чтобы выполнять более совершенный автоматизированный анализ и предпринимать соответствующие действия, если сетевой сбой приведет к нарушению работы сервиса.

В Micromuse утверждают, что BSM Availability позволит многим компаниям приступить к реализации идей BSM за счет идентификации инфраструктуры приложений и определения сервисов. Затем пользователи могут внедрять Assurance для того, чтобы реализовать автоматизированное управление с более развитыми функциями.

Дениз Дуби, Network World, США