Российские разработчики финансового программного обеспечения обменялись опытом работы в банковском секторе стран СНГ

Участники недавней конференции «Отечественный финансовый софт за рубежом» были единодушны во мнении, что разработка программных продуктов, ориентированных на зарубежных заказчиков, в последнее время становится не просто приоритетным направлением деятельности. Недаром практически каждый разработчик сегодня имеет заказчиков в странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, R-Style Softlab внедрила свои продукты у 37 зарубежных клиентов, «ФОРС — Банковские Системы» — у 14. Компания БСС упоминает 20 зарубежных заказчиков, а у Intersoft Lab доля зарубежных клиентов составляет более 20%.

Алексей Антонов: «Россия и страны СНГ исторически имеют сходные черты, а поэтому в них также сходны политические и экономические риски»

По словам участников конференции, количество зарубежных внедрений у всех разработчиков последние годы увеличивается. С одной стороны, это обусловлено усилением присутствия на российском рынке западных финансовых компаний. С другой — необходимостью расширения собственного бизнеса: все российские банки уже используют ту или иную АБС, и на повестке дня стоит в основном модернизация уже имеющейся системы, внедрение современных версий и редко замена АБС. Поэтому на ближайшее десятилетие выход на зарубежные рынки становится условием выживания российских компаний—разработчиков финансового ПО.

Собравшиесяя сошлись во мнении, что банки ближнего зарубежья выбирают для своей автоматизации системы российского производства по нескольким причинам, и цена — лишь одна из них. Безусловно, западные системы аккумулируют в себе богатый передовой опыт. Однако, по словам директора управления маркетинга и внешних связей компании R-Style Softlab Алексея Антонова, для их внедрения требуются специалисты высокой квалификации, обладающие знанием конкретного продукта, что уже само по себе часто является проблемой. Кроме того, освоить такую систему зачастую мешают различия в менталитете и языковой барьер: западные продукты имеют англоязычный интерфейс.

Банки стран ближнего зарубежья делают ставку на российские программные продукты, поскольку в силу исторических причин экономики сегодняшней России и стран СНГ имеют общие черты; политические и экономические риски в них также сходны. Вместе с тем роднят страны бывшего СССР похожая структура собственности кредитных организаций; преимущественная ориентация на внутренние рынки; сравнимая по уровню образовательная база банковских специалистов; наличие общего языка; территориальная близость.

Однако сказанное не означает, что автоматизированные системы российской разработки без проблем подходят любому банку стран СНГ. Банковские системы в них развиваются разными темпами, имеются существенные отличия в нормативно-законодательной базе. Кроме того, российский продукт как минимум требует локализации для местных рынков. Порой это непросто, так как требуется заменить используемый в системе алфавит и учесть специфические символы, которые могут быть в местном языке.

Кроме того, внедряя программную систему в зарубежном банке, компания-разработчик должна быть готова к его сопровождению, которое также имеет свои специфические особенности.

Проблемы взаимодействия с разработчиком

Для зарубежного заказчика важно близкое расположение регионального офиса разработчика, тогда как сам разработчик, как правило, находится достаточно далеко, по большей части в Москве.

Основные проблемы при реализации подобного проекта, по мнению начальника управления разработки и внедрения компании «ФОРС — Банковские Системы» Елены Овсянкиной, заключаются в адаптации программного обеспечения к запросам местного бизнеса, к бизнес-процессам конкретного банка, требованиям местных регулирующих органов и законодательству страны. Масштабы этих требований различны, но, наблюдается такой неутешительный для заказчика факт, как отсутствие интереса у «удаленного» разработчика к реализации этих требований. Разработчик стремится создать типовое решение, что для него более выгодно.

Если речь идет о разработчике западном, то его взаимодействие с заказчиком из России или стран СНГ еще более затруднено. Западному разработчику требования Национального банка зачастую непонятны и неинтересны.

Решение проблемы оптимальной по срокам и качеству адаптации финансовой системы для конкретного банка, по словам Овсянкиной, заключено в организации сотрудничества «удаленного» разработчика с программистами регионального офиса и ИТ-отдела банка. Заказчик на этом экономит деньги (не нужно платить за адаптацию системы «удаленному» разработчику) и время (инструкции Нацбанка выходят каждые полгода, и менять ПО нужно быстро, что «удаленный» разработчик не всегда в состоянии сделать). Серьезная проблема такого сотрудничества кроется в психологии коллективов программистов, каждый из которых стремится всю разработку сосредоточить в своих руках.


Проблемы имеют решение

Объединяясь или открывая филиалы в других странах, банки зачастую пытаются механически связать разрозненные системы. Такой же подход применяется и в отношении клиентской базы, тогда как в каждой точке банковской структуры обслуживается «свой» клиент, и используемый там программный продукт отражает суть работы с конкретным клиентом. Это приводит к несопоставимости данных при анализе общей деятельности банка.

Решить эту проблему, по словам заместителя генерального директора «ФОРС — Банковские системы» Геннадия Заманского, можно, внедряя сквозной продуктовый ряд одного производителя во всех структурных подразделениях. Далее целесообразно унифицировать организационную структуру банка, а при обработке информации использовать единые стандарты.

Все это задачи непростые. Например, унифицировать структуру банка, чьи подразделения находятся частично в странах СНГ, трудно, так как на территории России и СНГ действуют разные стандарты отчетности.

«Каналы доставки информации нечувствительны к границам, платежная инфраструктура имеет свою специфику, а самым сложным для интеграции являются стандарты бухучета, которые в зависимости от региона разнятся очень сильно», — отметил Заманский.

Если автоматизированная банковская система используется в географически распределенной банковской структуре, то такие параметры, как язык отчетов, экранные формы представления данных, платежные документы, интерфейсы расчетных систем, бухгалтерская и регламентная отчетность, должны иметь возможность варьирования в зависимости от страны, где подразделение расположено. По словам Заманского, в АБС необходимо наличие развитых средств настройки, в том числе внешних интерфейсов. Система должна позволять вести несколько видов учета и иметь некоторые другие функции.

Если же иностранный банк решает воспользоваться не тиражным продуктом, а заказывает разработку с нуля, то надо учитывать, что на нее требуется несколько месяцев. Помимо сложностей взаимопонимания между заказчиком и разработчиком, возникающих обычно при заказе программного обеспечения, в данном контексте, по мнению генерального директора компании «Програмбанк» Евгения Хохлова, добавляется и то, что заказчик часто имеет ошибочное представление о сроках разработки.

Однако если ускорить процесс невозможно, целесообразно, по мнению Хохлова, разбить большую систему на модули и реализовывать каждый из них в течение примерно трех месяцев. За это время требования бизнеса не успевают кардинально поменяться. Заниматься же в самом начале работы чрезмерной детализацией ТЗ не всегда хорошо, потому что это опять-таки процесс трудоемкий, да и заказчик, погрузившись в детали, перестает понимать суть системы в целом.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями