«Сети»

В спектре товарного предложения OCS все большую роль должны будут играть «легкие» продукты и инфраструктурное ПО

Минувший год порадовал отечественных дистрибьюторов, хотя его начало не сулило ничего хорошего. Из-за радикальной перестройки системы государственного управления многие программы закупок оборудования для госнужд оказались замороженными. Впрочем, к осени процесс реформирования органов власти завершился, и министерства и ведомства бросились наверстывать упущенное. Ажиотажный спрос сохранялся даже в январе, традиционно мертвом сезоне.

Благодаря взрывному росту продаж в третьем и четвертом кварталах компания OCS существенно перевыполнила свой прошлогодний план. Руководство компании решило не обнародовать абсолютные показатели доходов, но сообщило об увеличении оборотов на 41% по сравнению с показателями 2003 года.

Опережающими темпами развивалось региональное направление бизнеса: суммарный объем закупок локальных дилеров вырос на 69%, а шесть действующих филиалов OCS поставили партнерам продукции на 87% больше, чем в позапрошлом году.

В минувшем году структура доходов OCS по продуктовым направлениям была такой: ПК и серверы на базе Intel-архитектуры, а также офисные принтеры — 41%, комплектующие и мониторы — 29%, сетевое и телекоммуникационное оборудование — 19%, серверы RISC/Unix и системы хранения данных — 11%.

C подписанием в марте 2004 года дистрибьюторского соглашения с Veritas Software у компании появилось новое направление бизнеса — поставки инфраструктурных программных продуктов. На начало нынешнего года объем закупок продуктов Veritas дилерами OCS составил 1,2 млн. долл. На фоне общих оборотов дистрибьютора это пока ничтожно малая сумма, но Максим Сорокин, президент компании, уверен: у данного направления имеются широкие перспективы и отличная динамика роста.

Развитие дистрибуции инфраструктурного ПО заложено в стратегический план действий на 2005 год. В ближайшие месяцы возможно пополнение списка вендоров за счет известных софтверных фирм.

В качестве еще одной стратегической задачи на текущий год названо развитие дистрибуции электронных компонентов. Это неудивительно, поскольку за отчетный период соответствующий сегмент бизнеса OCS вырос на 69%, значительно опередив сегменты RISC-серверов и систем хранения (55%), а тем более телекоммуникационных решений (29%).

Если отталкиваться от оценок западных аналитиков, причины столь активного продвижения компьютерных компонентов непонятны, ибо рынок настольных ПК вступил в эпоху стагнации, а растущий спрос на ноутбуки должен убить его окончательно. Но Россия всегда находит особый путь: мы только входим во вкус тотальной компьютеризации, охватывающей сферу домашних развлечений, корпоративного управления и государственной власти. А поскольку государственные программы являются сегодня локомотивом развития отечественной ИТ-индустрии, понятно, что местные сборщики не скоро останутся не у дел.

С другой стороны, спектр товарных предложений OCS за последнее время сместился к более «легким» продуктам, что не вполне укладывается в бизнес-логику проектного дистрибьютора. Трудно предположить, что отечественный рынок сетевого и телекоммуникационного оборудования исчерпал потенциал роста. Другое дело, что продвижение сетевых решений, как и систем хранения или высокопроизводительных серверов, требует куда больших вложений, чем продажа комплектующих.

Лишних ресурсов не бывает даже у крупных дистрибьюторов, и они стремятся перераспределить имеющиеся ресурсы для получения от них максимальной отдачи. Прошедший год ознаменовался для OCS успешным стартом на рынке ноутбуков. Работа в этой продуктовой нише, по словам директора по маркетингу компании Роксаны Янборисовой, потребовала пересмотра привычных методик поддержки канала продаж. Впервые OCS столкнулась с необходимостью налаживать отношения с ведущими розничными сетями, торгующими бытовой электроникой. Сейчас такой опыт нарабатывается в Санкт-Петербурге, а затем, скорее всего, он будет «растиражирован» по филиалам.


Итоги 2004 года

В OCS подведены итоги развития компании в 2004 году. План по оборотам, поставленный на 2004 год, перевыполнен. Рост оборотов в сравнении с 2003 годом составил 41%. Наибольшие темпы роста в 2004 году демонстрировали дилеры OCS в регионах. Рост закупокк региональных дилеров составил 69%, при этом на 87% увеличились объемы закупок дилеров у филиалов OCS