Чиновники Минэкономразвития о состоянии «Электронной России»

Один из главных государственных заказчиков «Электронной России» — Министерство экономического развития и торговли РФ отчиталось о проделанной работе по реализации программы за 2002-2004 годы. В 2004 году по линии МЗРТ выполнялось около 70 проектов, в том числе «Архитектура электронного государства», пилотные проекты по объединению государственных информационных ресурсов и разработке электронных административных регламентов, созданию региональных систем поддержки принятия решений, электронных госзакупок, порталов органов государственной власти, а также инфраструктурные проекты. В их реализации с начала действия программы приняли участие более 140 компаний, 36 субъектов РФ и 11 муниципальных образований. При этом, если соотношение регионального и федерального финансирования пилотных проектов в субъектах РФ в 2003 году определялось как 50:50, то в 2004 году — уже как 60:40.

Андрей Шаронов: «Совокупный бюджет информатизации страны превышает 50 миллиардов рублей»

Доля МЭРТ в финансировании мероприятий ФЦП в 2004 году составила 29% (план на 2005 год — 26%). В последнее время центр тяжести программы еще больше сместился в сторону Мин?информсвязи, выполняющего роль координатора программы, а также занимающегося более широкими ИТ-программами. «Электронная Россия» не нацелена на развитие сектора ИКТ, а ориентирована в основном на задачи построения электронного государства и общества. Но с недавних пор и информатизация госструктур регулируется «Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», разработанной Мининформсвязи.

Доля инвестиционных проектов в структуре бюджета МЭРТ в 2004 году сократилась с 40 до 35% в связи с передачей их Мининформсвязи. Таким образом, в МЭРТ осталось не более 15% средств на финансирование инвестиционных проектов, и за этим ведомством сохранились в основном функции реформирования общественных отношений в связи с использованием ИКТ и разработка методологической основы архитектуры электронного государства. Расходы на НИОКР по линии МЭРТ, составившие в 2004 году всего 43,5 млн. руб., или 9% всех затрат, в 2005 году запланировано увеличить до 70 млн. (12%), это более половины всех расходов на исследования и разработки, производимых всеми госзаказчиками программы.

На мероприятия ФЦП «Электронная Россия» из федерального бюджета было выделено в 2004 году около 1,7 млрд. руб., а в 2005 году запланировано израсходовать 2,2 млрд. руб. Положительной динамикой не стоит обманываться: за три года действия программы ее реальное финансирование не достигло и четверти изначально предусмотренного. В числе основных нефинансовых проблем реализации программы всегда назывались трудности межведомственного взаимодействия. И поныне, как заявил заместитель министра Андрей Шаронов, несмотря на то что взаимодействие несколько улучшилось, проблемы в согласованности действий госзаказчиков программы по-прежнему существуют.

«Электронная Россия» — не единственная и не самая дорогая программа информатизации, по оценкам МЭРТ, ежегодный совокупный объем финансирования информатизации страны из бюджетов всех уровней превышает 50 млрд. руб.

Главным направлением работы по ФЦП на 2005 год в МЭРТ называют «архитектурное»: единые принципы построения систем и специфические для отдельных областей госуправления функциональные стандарты позволяют вести проекты, не согласовывая технические задания на разработку отдельных элементов.

О предоставлении гражданам доступа к информации, при котором посредническую роль будет играть не чиновник, а стандартный интерфейс, говорилось немало. Главная проблема здесь лежит не в технической плоскости и даже не в нежелании ведомств открывать доступ к информации, которая совершенно несекретна. Как отметил Шаронов, сведения в базах данных органов власти фактически нелегитимны, так как применение ИКТ для учетных целей в этих структурах не легализовано. Документы обретают силу, только будучи перенесенными на бумагу, что девальвирует значение уже имеющихся элементов «электронного правительства».

МЭРТ собирается разделить этот рынок на «черный» и «белый», подготовив в 2005-2006 годах методическую, технологическую и законодательную базу, которая обеспечит юридическую значимость информации, учитываемой в электронной форме, ее достоверность и доступность гражданам без участия чиновников. Помимо придания официального статуса электронным формам учета и обработки информации, в 2005 году МЭРТ планирует поработать над вопросами лицензирования программного обеспечения, в том числе возможностью использования в госсекторе свободно распространяемых программ.