На рынок систем дистанционного обслуживания в его нынешней ипостаси начали обращать серьезное внимание поставщики автоматизированных банковских систем, догоняя небольшие специализированные компании, которые успели завоевать на нем неплохие позиции

В работе пятого форума iFin 2005, организованного компанией «Аплекс» (портал iFin.ru) при поддержке Ассоциации российских банков и посвященного дистанционным финансовым услугам, приняли участие свыше 400 представителей банков и финансовых компаний из более 40 городов России и стран ближнего зарубежья. Так как на конференции в основном выступали разработчики программных продуктов, то сторону заказчика представляли руководители ИТ-служб, а также департаментов, ответственных за развитие услуг и работу с клиентами, продуктовых подразделений банков.

На рынок систем дистанционного обслуживания в его нынешней ипостаси начали обращать серьезное внимание поставщики автоматизированных банковских систем, догоняя небольшие специализированные компании, которые успели завоевать на нем неплохие позиции (в том числе и благодаря тому, что их продукты достаточно хорошо стыкуются с распространенными на рынке бэк-офисными системами). Двигателями рынка по-прежнему являются разработчики, но сегодня отмечается также сильное встречное движение со стороны банков, заказывающих как индивидуальные решения, так и настройки типовых.

Юрлицам посвящается

Если еще год назад самой горячей темой был дистанционный ритэйл, то теперь не менее живо обсуждался и удаленный сервис для корпоративных клиентов. «Спрос на Internet-банкинг в 2004 году превысил все возможные прогнозы и изменился качественно», — отметил генеральный директор компании «Бифит» Димитрий Репан. Эра старых систем «Банк-клиент» заканчивается, как считает Репан, на пятки им наступают Internet-решения и решения для мобильных платформ. Многие банки уже перешли на новые решения, и в настоящее время отмечается также бурный рост вторичных продаж, все больше приобретается дополнительных лицензий. Представители банков даже говорят о смене концепции: если раньше бизнес банка выстраивался вокруг операционного дня АБС, то теперь в его центре оказалась система электронного банкинга. Продолжает развиваться и тенденция консолидации всех каналов обслуживания клиентов, от карманного компьютера до банковских терминалов, в единую систему.

Те банки, которые подключают к дистанционным сервисам по 200-300 клиентов в месяц и больше, как правило, делают это бесплатно, размер абонентской платы не превышает 150-200 рублей в месяц. Банк все равно остается в выигрыше, так как стоимость обработки платежных документов в этом случае снижается в три-четыре раза по сравнению с бумажными технологиями. БСС представила также расчеты экономической эффективности телебанкинга, согласно которым банк может получить существенную экономию от его применения даже без взимания абонентской платы. «Трудно представить лучший способ для банка залезть в карман своему клиенту — в лучшем смысле этого слова, чем современный мобильный телефон», — подтвердил гендиректор Faktura.ru Сергей Жуков.

Двойной фокус

С подачи заказчиков в центре внимания разработчиков оказались две взаимосвязанные тенденции: расширение сложных схем обслуживания корпоративных клиентов, и в частности увеличение спроса на решения для контроля исполнения корпоративного бюджета. Судя по выступлениям на форуме, одна из самых востребованных нынче услуг — мониторинг счетов и документов дочерних и филиальных структур головными компаниями холдингов. Фактически без участия банка такой контроль невозможен, если иметь в виду не только констатацию фактов в полученной отчетности, но и возможность приостановки платежей, превышающих определенные лимиты. На уровне ИТ это означает спрос на функционал по финансовому мониторингу в территориально и организационно распределенных структурах, некий корпоративный аналог казначейской системы, которая поддерживает механизм визирования финансовых документов, «знает» нормативы расходов, установленные пользователем, и не разрешает их нарушать, направляя соответствующие уведомления в АБС банка и управленческую систему клиента. В отсутствие специальных программных продуктов банки пытаются «повесить» эти функции на традиционный «Банк-клиент». Однако на iFin были представлены готовые программные средства для решения такой задачи.

Так, компания РФК предлагает использовать для организации сложных сервисов для холдингов свой пакет «Фронт-офис», а «Бифит» — новые серверные модули системы iBank: «Корпоративный мультиклиент», «Корпоративный автоклиент» и «Структурированные платежи». R-Style Softlab в настоящее время проверяет применение своей системы InterBank в аналогичных целях, запустив в опытную эксплуатацию первый проект. Faktura.ru готова взять контроль исполнения бюджета на аутсорсинг. БСС пошла еще дальше и предлагает расчетный центр корпорации как новую VIP-услугу, причем продвигая ее как среди банков, так и их клиентов. Представители банков скептически отнеслись к идее содействия распространению информационных систем для своих клиентов, но, по мнению разработчиков, это решение не столько коммерческое, сколько политическое, увеличивающее лояльность клиентов. Кроме того, первый опыт подобных внедрений показывает рост остатков по счетам клиентов, которым банк предоставил такой сервис.


Степень проникновения

Сложившимся рынок систем удаленного обслуживания назвать еще трудно, слишком велика в нем доля «самописных» решений. По данным опроса, проведенного компанией ОТР осенью прошлого года среди свыше двухсот банков с наибольшими активами и собственным капиталом, системы класса Internet-клиент для оказания услуг юридическим лицам из них используют 53%, 20% применяют системы голосового обслуживания («Телефон-клиент»), в то время как «классический» «Клиент-банк» есть в 92% банков. Как отметил генеральный директор компании «Инист» Дмитрий Ревенок, значение технологических различий в предлагаемых на рынке системах в последнее время нивелируется, и на первое место в требованиях заказчиков выходят сопутствующие услуги и комфорт работы с системой как для банков, так и для их клиентов.

Распространенность систем Internet-клиент для корпоративного обслуживания

Наиболее распространенной системой Internet-клиент, которую используют российские банки, является система от компании БСС

Конкуренция в этом растущем сегменте пока еще не так сильна, как в системах корпоративного обслуживания, и многие разработчики движутся в сторону этого рынка, так как именно за счет розничного бизнеса банки способны сегодня интенсивно развиваться. Спрос на решения для розничного сектора продолжает расти, особенно на продукты, обеспечивающие массовый прием платежей и обслуживание потребительских кредитов.

Распространенность систем Internet-клиент для обслуживания физлиц

По итогам опроса 23 из 233 банков использует систему УБО для физических лиц

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями