Информационные технологии все шире применяются почтовыми службами

Федеральное унитарное государственное предприятие «Почта России» объявило итоги внедрения Единой системы почтовых переводов (ЕСПП) в собственной филиальной сети, а также представило перспективные ИТ-решения для традиционной почтовой связи.

Заместитель генерального директора предприятия Леонид Грехов назвал приоритетным направлением развития почты «ускорение расчетных операций с одновременной минимизацией затрат за счет унификации программно-аппаратного обеспечения и стандартизации технологических процессов на всех уровнях». Для этого, в частности, в 2004 году на всей территории России были введены единые тарифы на электронные и почтовые переводы, а также единая система межфилиальных взаиморасчетов. Повышение качества обслуживания и конкурентоспособные тарифы, по его словам, позволили в прошлом году удвоить общее количество переводов. Сегодня «Почта России» — не только ведущий игрок в части денежных переводов между физическими лицами, теперь она заметна и на корпоративном рынке.

Инвестиционный проект ЕСПП и услуга «Киберденьги», оказываемая на его базе, были запущены в мае 2003 года. В рамках ЕСПП был проведен анализ потребностей филиалов в средствах вычислительной техники. В первую очередь инвестиции направлялись в регионы, где отсутствуют собственные возможности для развертывания компьютеризированных пунктов обслуживания ЕСПП.

Комплектация оборудования производится в Москве. В комплектах защищенного почтово-кассового терминала используются персональные компьютеры Aquarius Std DC170, мониторы Belinea 103026, источники бесперебойного питания APC Back-UPS ES 525VA, сканер штриховых кодов Metrologic 9520, некоторые другие устройства, а также специализированное программное обеспечение. В ряде случаев они комплектовались принтерами Hewlett-Packard или Star. К февралю нынешнего года в филиалы уже поставлено около 600 таких комплектов. Всего планируется закупить, поставить и подключить к единой системе более 5 тыс. единиц компьютерной техники.

Несмотря на то, что «Почта России» занимает 45% рынка (ближайшие конкуренты — «Сбербанк» с долей в 38% и Western Union с 3%), она доминирует только в сфере «медленных переводов». Время доставки — более 72 часов — не устраивает в первую очередь самых платежеспособных клиентов. В результате средняя сумма перевода по ЕСПП составляет всего 1400 руб. против 21 тыс. руб. у Western Union, что уменьшает прибыльность операций. Вместе с тем широкая филиальная сеть «Почты России» привлекла клиентов из корпоративного сектора. Это банки, запустившие программы потребительского кредитования в регионах; посылочно-торговые организации, в том числе электронные магазины; страховые компании; Пенсионный фонд и др. Сотрудничество с корпоративным сектором позволило привлечь за прошлый год около 3,5 млн. новых клиентов, что принесло 6,2 млрд. руб. дополнительных наличных средств ежемесячно.