Служба новостей IDG, Дюссельдорф

Вы считаете, что в вашем мобильном телефоне есть все, что только можно себе представить? И что дальше? А дальше — телевидение
Nokia тестирует широковещательное мобильное телевидение с помощью своей новой модели смарт-телефона 7710 и подключаемого ресивера DVB-H

Производители мобильных телефонов и операторы сотовых сетей во всем мире готовятся к появлению мобильного телевидения. Многие из них связывали определенные ожидания с конгрессом 3GSM World Congress, который прошел в середине февраля в Каннах (Франция), где они смогли обсудить новые продукты и сервисы.

Рост интереса к этой теме объясняется в первую очередь тем, что в отрасли сотовой телефонии идет поиск новых путей получения доходов помимо устойчивого источника — телефонных переговоров. Несомненно, мобильное телевидение может стать еще одним источником доходов, при условии что эта технология работает, а сами сервисы стоят приемлемых денег. Оценки первых пользователей звучат обнадеживающе.

Следует отметить, что мобильное телевидение имеет два основных и потенциально конкурирующих канала распространения, хотя это различие зачастую игнорируется.

В первом случае мобильные телефоны получают обычный телевизионный сигнал с помощью специальных антенн. В другом — сигнал передается по мобильной сети как поток видеоданных. Основное отличие между этими двумя способами распространения заключается в том, что при телевещании сигнал распространяется в модели «один ко многим», а при использовании мобильной сети — в модели «один к одному».

Технологию «сотового» телевещания нельзя назвать абсолютно новой. Некоторые страны, в частности Япония и Южная Корея, работают с ней в течение последних нескольких лет. К сожалению, каждая из этих стран разрабатывает свой стандарт. Это серьезная проблема для международного рынка. Японский формат, получивший название ISDB-T (Integrated Services Digital Broadcasting, Terrestrial), пока проходит тестирование. Формат, созданный в Южной Корее, DMB (Digital Media Broadcasting), поддерживается в телефоне, представленном в ноябре LG Electronics. Конкурент LG, корпорация Samsung, планирует в скором времени предложить собственный телефонный аппарат, поддерживающий DMB.

Ситуация с мобильной телефонией в США пока не ясна. В американском стандарте на широковещательное распространение цифрового телевизионного сигнала ATSC (Advanced Television Systems Committee) мобильный компонент отсутствует. Компания Qualcomm пытается восполнить этот пробел, предлагая собственную технологию многоадресной рассылки MediaFLO (Forward Link Only) — альтернативу цифровому телевещанию.

Технология, способная адаптировать поток информации, передаваемый по сетям 3G, действует в диапазоне 700 МГц и требует в 50 раз меньше трансляционных башен, чем обычная сотовая сеть. Qualcomm планирует предложить процессор, который позволяет воспроизводить до 30 кадров в секунду.

Но, по-видимому, в США найдет свое применение и европейский формат, DVB-H (Digital Video Broadcasting-Handheld). В прошлом году компания Nokia и сотовый оператор Crown Castle International начали испытание этой технологии в Питтсбурге.

Действительно, DVB-H вполне может стать международным стандартом, что, в свою очередь, поможет снизить производственные затраты. Этот формат поддерживает ряд крупнейших производителей мобильных телефонов, в том числе Motorola, NEC, Nokia, Siemens и SonyEricsson. В ноябре в качестве стандарта его выбрал институт European Telecommunications Standards Institute (ETSI).

В DVB-H предлагается решение двух проблем мобильного телевидения: скорости передачи кадров и срока службы батареи. Как заметил Йонни Камарайнен, директор Nokia по вопросам мультимедиа-технологий, данный стандарт поддерживает скорость передачи до 25 кадров в секунду, тогда как в появившихся ранее форматах этот показатель не превышал 5 кадров. Для сравнения, стандартное телевещание поддерживает скорость от 25 до 30 кадров в секунду.

Телефоны, оснащенные ресиверами DVB-H, имеют несколько преимуществ. Во-первых, многие пользователи, собравшиеся в одном месте, скажем на футбольном стадионе, могут получать один и тот же сигнал одновременно. Благодаря этому относительно легко вести прямые передачи. Во-вторых, сервис телевизионного вещания может поддерживать более 30 каналов.

Возможно, единственный недостаток DVB-H — это значительные затраты. Марк Хет, аналитик компании Analysys, подчеркнул, что операторам цифрового телевещания придется инвестировать в новое аппаратное и программное обеспечение для создания сети, способной поддерживать этот стандарт, не говоря уж об оплате защищенного лицензируемого спектра.

Все это потребует определенного времени. Аналитики Gartner считают, что коммерческие сервисы мобильного телевидения реального времени появятся в Европе самое ранее в 2007 году.


Набирая популярность

Мобильное телевидение, транслируемое по сотовой сети, имеет несколько преимуществ. Во-первых, сейчас существует множество новых сетей 3G, готовых к использованию в бизнесе. Во-вторых, такое решение хорошо подходит для предоставления фрагментов информации по требованию, например просмотра кратких новостных программ в любой момент, когда хочет абонент. И наконец, с точки зрения оператора, интегрированные биллинговые системы могут легко рассчитывать оплату по предоставлению такого контента.

А каковы недостатки? По всей видимости, только один, но он может оказаться весьма существенным: пропускная способность.

Если несколько сотен пользователей хотят посмотреть потоковое видео примерно в одном и том же месте в одно и то же время, их оператор мобильной связи должен обеспечить приемлемую пропускную способность сети, что очень дорого.

«Если мобильное телевидение действительно станет популярным, что вполне возможно, тогда телевещание и каналы потокового видео смогут дополнять друг друга, — считает Хет. — Клиенты должны использовать службу телевещания для просмотра прямых репортажей спортивных соревнований, а сервис потокового видео — для загрузки развлекательных программ по требованию».

Однако, как бы производители ни позиционировали мобильное телевидение, в конченом счете его успех определят именно пользователи. Скорость передачи кадров и разрешение совершенствуются, но изображение (а так будет всегда) трудно рассматривать в течение долгого времени на маленьком экране.

Вот почему некоторые операторы мобильной связи считают, что будущее мобильного телевидения связано не с кинофильмами и целыми шоу, а с краткими новостями и сжатой информацией, передаваемой на мобильные телефоны по требованию.

Расценки тоже могут сыграть свою роль. Пользователи вряд ли захотят платить абонентскую плату, которая быстро увеличит их ежемесячные счета.

«Неплохо посмотреть телевизор, пока ожидаешь клиентов, — заметил один из водителей такси из Дюссельдорфа. — Но, если эта услуга окажется дорогой, мне она будет не по карману».

Где именно найдет свое применение мобильное телевидение, можно только гадать. Ясно одно: оно набирает популярность.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями