Компания «НКА-Групп» заняла, по собственным оценкам, 15% рынка ноутбуков
Дмитрий Абрамов: «Люди покупают ноутбук как рабочий инструмент»

По оценкам компании «НКА-Групп», производящей портативные компьютеры под торговой маркой iRU, российский рынок ноутбуков вырос в два раза — с 300 тыс. штук в 2003-м до 600 тыс. штук в 2004 году. Во многом этот рост обеспечивается пользователями, переходящими на мобильную платформу с настольного ПК. За год доля ноутбуков в общем объеме продаж персональных компьютеров увеличилась с 8 до 12%.

Самой «НКА-Групп», как заявил директор компании по маркетингу Дмитрий Абрамов, в 2004 году удалось продать 90 тыс. устройств, то есть ей принадлежит 15% рынка. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 240%, при этом пик продаж пришелся на последний квартал.

За год количество дилеров, продающих ноутбуки iRU, увеличилось со 120 до 270. При этом если в 2003 году большая часть портативных компьютеров (65%) продавалась через специализированные компьютерные магазины, то теперь их доля стала сокращаться в пользу розничных сетей, на которые в 2004 году пришлось 40% продаж, и корпоративных клиентов, доля которых выросла с 5 до 10%. Произошедшие изменения показывают, что ноутбуки стали восприниматься покупателями как «бытовой» продукт. А рост доли корпоративных заказчиков может говорить об усилении интереса с их стороны к российским производителям техники.

Тенденция перераспределения продаж техники между Москвой и регионами в пользу последних, которую наблюдают многие поставщики, подтвердилась и в случае с «НКА-Групп». Доля продаж в Москве сократилась на 10% — до 55%. Рост продаж в регионах сопровождается снижением средней стоимости одного ноутбука. В первом квартале 2004 года она составляла 1020 долл., а к четвертому опустилась до 960 долл. В целом 67% всех портативных компьютеров продаются по цене менее 1000 долл. Считается, что эта цифра выступает в качестве психологического барьера для покупателя.

В «НКА-Групп» отмечают, что в основном мобильные компьютеры приобретают для работы. За год пользователи стали отдавать большее предпочтение моделям со встроенным адаптером Wi-Fi. Доля таких компьютеров увеличилась с 5 до 25%. Кроме того, часть покупателей ноутбуков iRU начали отказываться от установки настольных процессоров, отдавая предпочтение специализированным мобильным чипам.

В 2005 году по прогнозам компании рынок ноутбуков вырастет до 1 млн. устройств, а ее собственные продажи — до 160 тыс. штук. Для поддержания необходимых темпов роста производитель намерен увеличить число прямых партнеров до 450, а также расширить модельный ряд. Для стимулирования продаж компания намерена продолжить выпуск телевизионных рекламных роликов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями